2018-04-02T10:36:27+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Мамонтов, Савва Иванович

Имя Саввы Мамонтова больше известно в связи с его меценатской деятельностью. Однако Мамонтовы – сам Савва Иванович, его сын, брат и сыновья принимали участие в строительстве многих железных дорог. Прокладка Северной железной дороги связана с именем Саввы
Азбука СЖД от А жо ЯАзбука СЖД от А жо Я
Изменить размер текста:

2 декабря 1893 года именно председатель Правления Общества Московско- Ярославской железной дороги Савва Мамонтов обратился и министру финансов Сергею Витте с ходатайством перед правительством о продолжении стальной колеи до Архангельска.

Недаром памятник Савве Мамонтову появился в 2008 году на привокзальной площади Ярославля. На памятнике увековечены его слова: «…дорога эта, служа настоятельным потребностям края, не останется без достаточного движения, даже на первое время. А в будущем, по мере развития торговли и промышленности края, движение по ней увеличится, и, таким образом, успех предприятия компании будет идти рука об руку с развитием благосостояния края».

Савва Иванович Мамонтов

Савва Иванович Мамонтов

Савва Мамонтов родился 3 [15] октября 1841 в Ялуторовске, под Тюменью, в многодетной и весьма богатой купеческой семье.

В 1849 году семья переехала в Москву, где глава семейства и занялся строительством железных дорог - Иван Федорович Мамонтов один из первых в России рассмотрел это высокодоходное дело.

Савва учился в Императорском Санкт-Петербургском университете, затем перевелся в Московский университет на юридический факультет. Однако особыми успехами он не мог похвастаться, потому что слишком любил и занимался искусством.

Видя праздное времяпровождение сына, Иван Фёдорович Мамонтов решил его "приставить к делу".

Какое -то время Савва торговал в Баку и Италии шелком. А затем продолжил дело отца.

Иван Мамонтов был крупным акционером и директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, возглавляемого Ф. В. Чижовым.

Именно Чижов и втянул Савву Мамонтова в большой бизнес и тот, наконец, по-настоящему увлекся делом.

В начале 1890-х гг. правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продолжить железнодорожную линию от Ярославля до Архангельска.

В начале 1890-х гг. правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продолжить железнодорожную линию от Ярославля до Архангельска.

Сначала он стал членом правления этой дороги, а вскоре после ее открытия, после смерти отца и директором Общества. Дорога давала хорошую прибыль, и это подтолкнуло молодого предпринимателя к более масштабным проектам.

В начале 1890-х гг. правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продолжить железнодорожную линию от Ярославля до Архангельска. Дорога изначально мыслилась как "бездоходная".

И Савва Мамонтов строил ее практически без финансового интереса.

Строительство столкнулось с большими трудностями: линия прокладывалась через болота и тундру. В некоторых местах она возводилась на сваях. В районе Исакогорки несколько раз смывало насыпь, в болотах утонуло несколько паровозов и экскаваторов. Постоянно не хватало рабочей силы, так как линия шла по малонаселенной местности.

При строительстве дороги постоянно не хватало рабочей силы, так как линия шла по малонаселенной местности.

При строительстве дороги постоянно не хватало рабочей силы, так как линия шла по малонаселенной местности.

Но, несмотря на все трудности, в октябре 1898 года движение по Вологодско-Архангельской линии было открыто.

Исследователи потом дадут высокую оценку Обществу Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, как об «умеющем вести свои дела рачительном хозяине, который живет не только сегодняшним днем».

Всего Общество Московско–Ярославско–Архангельской железной дороги имело к началу ХХ века более 1000 верст рельсовых путей, более 200 паровозов, почти 4000 товарных и более 400 пассажирских вагонов.

Общество относилось к числу самых доходных предприятий России.

Стараниями министра финансов С. Ю. Витте за строительство железной дороги на Архангельск Савва Мамонтов был награжден престижными званиями и орденом Владимира 4-й степени.

В октябре 1898 года движение по Вологодско-Архангельской линии было открыто.

В октябре 1898 года движение по Вологодско-Архангельской линии было открыто.

Однако масштабная деятельность Саввы Мамонтова закончилась крахом. Общество арендовало у казны Невский механический завод в Петербурге, который после его модернизации должен был поставлять на железные дороги подвижной состав. Для производства металла Мамонтов приобрел металлургический завод в Иркутской губернии. Реконструкция предприятий требовала огромных капиталовложений.

В результате в июне 1899 года Савва не смог расплатиться с кредиторами, в первую очередь с Международным банком. И тогда Министерство финансов назначило проверку, Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество было описано. Газеты неистовствовали, писали об огромных хищениях средств.

Следствие установило, что Мамонтов не присваивал денег. Как писал позднее Константин Станиславский, свидетель этого процесса и друг предпринимателя, в момент вынесения приговора "зал дрогнул от рукоплесканий", "толпа бросилась со слезами обнимать своего любимца".

Станция Всполье

Станция Всполье

Однако за долги имущество Саввы Мамонтова было распродано, произведения искусства ушли в частные руки.

Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной. К слову, часть акций досталась и родственникам министра финансов Сергея Витте.

Мамонтов остался без долгов, но и без репутации.

Он умер 6 апреля 1918 года, был похоронен в Абрамцево. На месте захоронения Саввы Мамонтова, его жены Елизаветы и дочери Веры сейчас высятся простые деревянные кресты.

В память о великом предпринимателе осталась железная дорога.

Общество Московско–Ярославско–Архангельской железной дороги имело к началу ХХ века более 1000 верст рельсовых путей.

Общество Московско–Ярославско–Архангельской железной дороги имело к началу ХХ века более 1000 верст рельсовых путей.

При подготовке использованы:

- Гудкова, Ольга Владимировна. Строительство Северной железной дороги и ее роль в развитии северного региона (1858-1917 гг.) / О.В. Гудкова. - Вологда : Древности Севера, 2002 (Вологда : ПФ Полиграфист). - 187, [2] с., [12] л. ил., портр., факс. : табл.; 21 см.; ISBN 5-93061-007-X (в пер.)

- Материалы сайта https://ru.wikipedia.org

Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Ласточка

Все материалы: Азбука СЖД от А до Я

 
Читайте также