2018-03-19T12:06:19+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Еда на железной дороге

Первые вагоны-рестораны в поездах появились в России в начале XX века – и только в составе скорых поездов на международных линиях.
Поделиться:
Комментарии: comments1
Азбука СЖД отА до ЯАзбука СЖД отА до Я
Изменить размер текста:

Они были роскошными - тонкий фарфор, изысканная кухня, вышколенная обслуга. А уже в 1912 году в скором поезде Санкт-Петербург – Минеральные Воды стали предлагать обеды для третьего класса. Цена такого комплексного обеда была 80 копеек. В том же году появилась традиция предлагать пассажирам вагонов 1 и 2 классов по утрам чай или кофе.

Вагон-ресторан. Начало ХХ-го века

Вагон-ресторан. Начало ХХ-го века

Однако обычные поезда вагонов-ресторанов не имели и, собираясь в поездку, пассажиры брали собой и корзину с провизией: пирогами, вареными яйцами, отварным мясом…Кроме того, у каждого пассажира был с собой чайник. Титаны с кипятком в вагонах появились только в 1946 году. До этого питьевой воды, специальной плиты или кипятильника в поездах не было. Зато на каждой станции были «кубовые для кипятку», работавшие круглосуточно. В небольших строениях стоял титан - куб для кипячения воды. При остановке пассажирского поезда кипяток и холодная вода в кубовых набирались для пассажиров вагонов первого и второго класса проводниками в ведёрные чайники, а пассажиры вагонов третьео класса ходили за водой сами. До революции стакан кипятка стоил копейку, в советское время кипяток стал бесплатным.

До 1946 года кипяченой воды в вагонах не было. За кипятком на ж/д станции.

До 1946 года кипяченой воды в вагонах не было. За кипятком на ж/д станции.

В 1910 году по России насчитывалось 1200 железнодорожных буфетов, в которых можно было купить холодные и горячие закуски, а также вина и крепкие напитки. На крупных столичных вокзалах - на Павловском, Балтийском – работали роскошные первоклассные рестораны для изысканной публики, а на небольших станциях – скромные заведения для публики попроще.За небольшую плату чай и несложную еду можно было купить у истопников, кондукторов и уборщиков вагонов. Пассажир на остановке послать кондуктора в станционный буфет, например за бутылкой пива.

Главным атрибутом станционного буфета являлся, конечно, самовар. На нем непременно была надпись (выгравированная или на табличке): «Буфет станции такой-то».

Станционные буфеты и ресторации, содержались по договору с железной дорогой частными лицами, однако те подчинялись начальнику станции. Кормили там вкусно и сытно: железная дорога гарантировала большое количество посетителей, и содержатели буфета не хотели терять гарантированный источник дохода.

В 1920-х годах многие станционные буфеты и рестораны были сданы кооператорам и нэпманам, и, надо сказать, разнообразие и качество питания в них не слишком отличались от царских времен.

В конце 40-х — в первой половине 50-х годов на провинциальных вокзалах появляется очень интересная категория ресторанов, которые предлагают посетителям простую, народную, дешевую, но вкусную еду. Такие заведения возникли на многих станциях, в том числе в Ярославле и Вологде.

Ассортимент был невелик, но приготовление полностью отвечали задачам этих вокзальных точек. Ресторан каждой станции специализировался лишь на двух-трех, а порой и на одном единственном блюде. Где-то подавали «фирменных» запеченных лещей, где-то – особые пельмени или солянку.

Постепенно почтенные вокзальные буфеты вытеснялись на улицу, на перрон, превращаясь в однотипные остекленные заведения . Ассортимент таких буфетов — вареные яйца, котлеты, непонятные вареные части кур, сыр, салаты «из свежих овощей» со сметаной, селедка порционно, в разлив стакан сока или минеральной воды… В 1970–1980-х годах, например, вообще не было принято разогревать еду — ее либо готовили тут же, либо продавали холодной.

Народный железнодорожный общепит

Народный железнодорожный общепит

Во все времена на железной дороге процветал народный железнодорожный общепит. Жареная курица, пироги, котлеты, вареная картошка с укропом, соленые огурцы, копченая речная рыба, яблоки из сада предлагались местными жителями практически на каждой станции. В горбачевскую эпоху борьбы с алкоголизмом у вокзалов всегда можно было купить из-под полы водку и портвейн.

Сегодня, когда остановки поездов сокращаются, а санитарные требования к торговле продуктами питания ужесточаются, стихийные рынки уходят в прошлое. Лишь на некоторых станциях, где поезда стоят подолгу, традиция вокзальной торговли сохранилась и по сей день.

Вагоны-рестораны появились в нефирменных дальних поездах лишь к середине 1960-х годов, и до начала 1990-х годов цены на обед там были невысокими, доступными, так что порой не хватало мест для всех желающих. Кроме того, еду из вагона-ресторана в фирменных поездах разносили в специальной металлической посуде.

Современный вагон-ресторан

Современный вагон-ресторан

Но большинство пассажиров все же везло еду из дома или покупало на станциях. В поезде у проводника покупали чай в стакане с подстаканником за 3 копейки, если с сахаром – за 5.

В начале 90 х годов Министерство путей сообщения открыло доступ в вагоны-рестораны для частных компаний. Желающие занять эту нишу нашлись быстро, несмотря на то, что вагонов-ресторанов стало меньше, а пассажиры отдавали предпочтение традиционному «домашнему» набору из жареной курицы и вареных яиц.

Современную тенденцию развития объектов быстрого питания обуславливает известный эффект сокращающихся суток.

Сегодня на крупных железнодорожных вокзалах страны для предприятий питания отведены специальные зоны - фуд-корты, где представлено несколько торговых точек Еще один тренд – торговые автоматы, в ассортименте которых - напитки, бутерброды, гастрономические товары, блюда легкого приготовления, хлебобулочные и кондитерские изделия. Их устанавливают и на небольших вокзалах.

В вагонах повышенной комфортности фирменных и некоторых нефирменных поездов дальнего следования существует комплекс услуг, которые включены в стоимость билета. Кроме постельного белья, санитарно-гигиенических принадлежностей, печатной продукция, туда входит и рацион горячего питания. В зависимости от продолжительности поездки и времени суток, это будет завтрак, обед или ужин. Каждый рацион питания имеет несколько вариантов, в том числе детский и вегетарианский.

Выбор пассажир может сделать как во время оформления проездного документа в билетной кассе или через Интернет (если в этом поезде есть услуга выбора питания, а билет приобретается не менее, чем за трое суток до поездки), так и непосредственно в поезде (выбор предложит проводник). Завтрак, обед или ужин будут поданы горячим прямо в купе.

Вагоны повышенной комфортности есть во всех фирменных поездах СЖД: ЧереповецМосква, Вологда-Санкт-Петербург, Иваново – Санкт-Петербург.

Не так давно стали внедрять услугу дополнительного питания. Пассажир любого вагона поезда, в котором есть такая услуга (а это поезда с вагонами-ресторанами, курсирующие на дальние расстояния), при покупке билета заранее может выбрать по меню и оплатить один или несколько рационов питания (завтрак, обед, ужин или полный пансион). Это удобно: горячий обед доставят вам из вагона-ресторана в указанное время, и нет необходимости брать в дорогу бутерброды и быстрорастворимую лапшу.

За небольшую плату чай и простую еду всегда можно было приобрести у кондуктора

За небольшую плату чай и простую еду всегда можно было приобрести у кондуктора

Эта услуга предлагается, например, в поездах, курсирующих по СЖД: Воркута - Санкт-Петербург, Вологда – Мурманск, Сыктывкар – Москва. О том, что такая возможность есть, пассажиру должен сообщить билетный кассир.

Если вы покупаете проездной документ через интернет, то на сайте РЖД вам также предложат приобрести дополнительное питание в поезде.

Впрочем, заказать питание можно и уже непосредственно во время поездки: проводник предложит вам меню и пригласит работника ресторана для приема заказа.

Таким образом, современные пассажиры, могут выбрать, как им удобнее питаться в поезде: купить билет в вагон повышенной комфортности, взять с собой жареную курицу и доширак, пообедать в вагоне-ресторане, забежать во время длительной остановки в вокзальный буфет или заказать через интернет пиццу прямо к вагону.

Но одно остается незыблемым: как в добрые старые времена проводник непременно вам предложит чай - в стакане с подстаканником.

Путешествие по железной дороге прочно ассоциируется с чаем в стакане с подстаканником.

Путешествие по железной дороге прочно ассоциируется с чаем в стакане с подстаканником.

При подготовке материала использовано:

- Вульфов А.Б. Повседневная жизнь российских железных дорог. М., 2007

- Мантрова А.В. Развитие услуг питания на железнодорожном транспорте из опыта прошлого

- Создание Великого сибирского пути» под редакцией Ю.Л.Ильина, – т.2, С-Пб, ЗАО «Евросиб», 2005

- Юлия Демиденко Рестораны, трактиры, чайные... Из истории общественного питания в Петербурге XVIII – начала XX века . Железнодорожные рестораны

Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Данилов

Все материалы: Азбука СЖД от А до Я

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на еженедельную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных

 
Читайте также