Более 50 экипажей любителей бездорожья съёхались на трофи-рейд «Сумрак». Соревнования прошли под Череповцом 11-12 июня.Заезжать в базовый лагерь, который расположился недалеко от центроа «Карпово», спортсмены начали ещё за день до старта. В воскресенье, 10 июня открылась регистрация на гонку. 11 июня на торжественном открытии соревнований участники представили свою технику. Она абсолютно разная. Это и внедорожники стандартной комплекции, некоторые из них как будто только что из салона, и специально подготовленные для преодоления бездорожья автомобили, узнать которые зачастую не так-то просто. Соответственно категории и трассы у любителей off-road разные.«Мы участвуем в подобных соревнованиях уже 11 лет. Раньше у нас был УАЗ, четыре года назад пересели на автомобиль «Toyota Land Cruiser 70». Он получше, не ломается. Но всё равно после каждых соревнований машину нужно ремонтировать, заново готовить, чтобы она ехала и нигде не осталась. На «Сумрак» приехали за адреналином, участвуем, чтобы победить. Надо идти вперёд и быть первыми, других ожиданий от гонки нет, мы будем стараться», - рассказал корреспонденту «Комсомольской правды» пилот экипажа № 305 категории «ТР-2» Роман Рухлов.Вологодский «Сумрак» - это не просто локальные местные соревнования, уже не первый год он является этапом Кубка ДОСААФ России по трофи-рейдам. Соответственно уровень внедорожной гонки серьёзный. Согласно правилам, на таких состязаниях семь категорий участников. Распределяются они, естественно, в зависимости от той техники, на которой преодолевают бездорожье. Самые простые полноприводные автомобили, как раз те, которые как будто только что из автосалона, относятся к неспортивной категории «ТРП». Далее идёт группа «Туризм». Это уже более продвинутые покорители off-road.«У нас две категории культурной навигации. Участники «ТРП» перемещаются фактически только по твёрдым дорогам: это могут быть просёлочные, грунтовые дороги и совсем немножко грязи. И мы гарантируем, что любой внедорожник, даже из салона, может приехать поучаствовать. И он не получит повреждений, если экипаж принимает правильные решения. У категории «Туризм» может присутствовать несложное бездорожье. В обеих этих группах упор сделан некую культурную составляющую, то есть мы стараемся участников познакомить с очень богатым культурным и историческим прошлым района», - пояснил руководитель внедорожного клуба «Вологда4x4» Евгений Беляев.Стоит отметить, что интерес к вологодским внедорожным соревнованиям растёт с каждым годом. И ежегодно на «Сумрак» приезжают гости из других регионов. На этот раз в числе участников гонки – экипажи из Рыбинска, Владимира, Подмосковья, Санкт-Петербурга.Спортивных категорий на этапе Кубка ДОСААФ России по трофи-рейдам – пять. В группу «ТР-0» входят внедорожники без лебёдки. «ТР-1» - это уже более серьёзно подготовленные автомобили. К категории «ТР-2» относится спортивная техника, оборудованная самыми разными приспособлениями для преодоления бездорожья. «ТР-3» - это так называемые прототипы. Их на прошедших соревнованиях не оказалось. Традиционно отдельно соревнуются квадроциклисты – категория «ATV». Самой массовой на «Сумраке» стала категория «ТР-1», в неё заявилось более 15 экипажей. Напомним, что каждый состоит как минимум из двух человек: пилота и штурмана. Задача первого – грамотно и четко управлять автомобилем, второго – находить самые удачные пути проезда и возможности преодоления препятствий.«Мне интересны именно новые места, потому что в Ленинградской области я уже много где побеждал и, можно сказать, всё уже изъездил там, но хочется ещё где-то по нашей стране красивые места посмотреть, просто увидеть красоту России. На соревнованиях в Вологодской области я в первый раз. Здесь главное, не конкуренция, главное - общение с друзьями», - рассказал корреспонденту КП пилот экипажа № 111 категории «ТР-1» из Санкт-Петербурга Владимир Оконешников.В основу маршрутов для всех групп участников легли четыре опорные трассы. На регистрации каждый экипаж получил номер и координаты точек, которые нужно «собрать». Главная составляющая соревнований - GPS-ориентирование. Куда ехать и какие именно точки «брать», спортсмены решают сами.За каждую из них предусмотрено определённое количество баллов, которое зависит от труднодоступности точки: чем сложнее до неё доехать, тем большее число очков за неё получает участники. И важно не просто обнаружить табличку с номером, а зафиксировать её на фотоаппарат. Причём таким образом, чтобы одной рукой спортсмен касался таблички, а другой – своего автомобиля, на котором должен быть хорошо виден бортовой номер.Правила гонки организаторы напомнили участникам на брифинге. Затем они отправились на старт, который у всех категорий располагался в одном месте – в нескольких километрах от базового лагеря соревнований. На гонку участникам было отведено более 12 часов. Финишировать они должны в полночь.«Четыре трассы практически полностью индивидуальные. Сложность достаточно высокая, но благодаря тому, что формат именно GPS-ориентирование, участник может выбрать ехать ли ему куст точек, где будет очень тяжело, либо, допустим, отправиться на длительные прогоны с точками более сложными в грязевой части. Мы постарались сбалансировать между теми, кто хочет ехать прямо и тот, кто ищет простую дорогу, я думаю, что у нас получилось», - прокомментировал трассу Евгений Беляев.Вооружившись навигаторами, днём экипажи отправились в путь, на котором их ожидало множество препятствий. Экипажи преодолевали лесные ручьи и болота, пересекали речки и канавы, до желаемых точек им зачастую приходилось добираться вброд по пояс.На штурм самых «дорогих» точек, «стоимость» которых 20-25 баллов, порой уходило по часу-полутора.«Не знаю, сколько точек мы прошли, наверное, штук 25.Неожиданными были последние две точки, на которых мы потеряли около часа времени. До этого всё шло нормально и легко. Соперников нигде не видели, все точки мы открывали впервые. Только вот здесь на 54й точке их встретили. А так трасса хорошая, проходимая», - поделился впечатлениями от гонки участник категории «ATV» Максим Молчанов.«Едем пока, всё хорошо, всё весело. Экипажи едут, кто где может. Мы точки не считаем, но где-то пару десятков взяли уже точно. Трасса сегодня интереснее и разнообразнее, чем на прошлых соревнованиях», - рассказал штурман экипажа № 233 категории «ТР-2» Иван Нужин.Финишировать в полночь удалось большинству экипажей. После приезда в базовый лагерь участники передали свои фотографии и записи треков организаторам, которые проверили каждую точку и маршрут. Некоторым спортсменам потребовалась эвакуация – они не смогли выехать с трассы из-за поломок.По итогам «Сумрака» победителей определили в каждой категории.В группе «ТРП» лучшим стал вологодский экипаж № 635 с пилотом Максимом Вострухиным и штурманом Андреем Малевинским.Во второй категории культурной навигации «Туризм» первое место заняли также вологжане - 555-й экипаж: Ярослав Савин и Сергей Крылов.У спортсменов в «ТР-0» победу одержала ещё одна команда из Вологды, в составе которой Андрей Чумаков и Алексей Амелин. Среди техники «ТР-1» первое место занял череповецкий экипаж №137: Олег Артемьев и Михаил Отурин. В «ТР-2» золото гонки досталось вологжанам Роману Рухлову и Денису Капустину. И в категории «ATV» лидерами стали рыбинские квадроциклисты Виталий Кустов и Максим Новиков.Добавим, что победители и призёры прошедшего «Сумрака» станут участниками финала Кубка ДОСААФ России по трофи-рейдам. Соревнования пройдут в Вологодской области в августе. Их организатором также выступит внедорожный клуб «Вологда 4x4».