2018-04-27T10:13:50+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Чижов Фёдор Васильевич

Имя Федора Васильевича Чижова гремело при жизни, но затем было надолго и несправедливо забыто. О нем чаще вспоминают в связи с именами Гоголя, Языкова, Поленова, Саввы Мамонтова, в чьих судьбах он сыграл огромную роль.
Азбука СЖД от А до ЯАзбука СЖД от А до Я
Изменить размер текста:

Вместе с тем Федор Чижов - выдающаяся личность в истории России XIX века. Он прожил длинную жизнь (1811-1877) и состоялся во многих ипостасях. Это русский промышленник, общественный деятель, учёный, издатель и редактор. И главное - он организатор железнодорожного строительства в России.

Фёдор Чижов родился в Костроме. Выпускник физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета, он защитил диссертацию и преподавал в родной альма-матер. Некоторое время жил в Италии, путешествовал по Европе и, наконец, вернулся на родину.

Федор Васильевич Чижов.

Федор Васильевич Чижов.

В Москве он редактировал специализированные издания для предпринимателей, будучи патриотом, славянофилом, он ратовал за развитие всех регионов Российской империи. И понимал, что главное в этом - соединить страну транспортными магистралями: "Чем свободнее и шире будет у нашего народонаселения право переходить с одного места на другое, из городов в сёла, из сёл в города, тем ровнее можно распределяться народному труду... Это - главное и могучее условие в развитии и умножении народного богатства".

Федором Чижовым и товарищами овладевает идея строительства первой частной дороги силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

В 1858 году с А. И. Дельвигом и костромскими дворянами братьями Шиповыми он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов.

В результате товарищи осуществили строительство железной дороги от Москвы до Сергиева Посада длиной 66 вёрст.

Движение поездов было открыто 18 августа 1862 года.

28 июня 1872 года было открыто движение поездов по Ярославско-Вологодской железной дороге.

28 июня 1872 года было открыто движение поездов по Ярославско-Вологодской железной дороге.

По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

Успех дал толчок развитию предпринимательской инициативы и окрылил строителей. "Не можешь ты себе представить, - восторженно писал Чижов другу в Англию, - как благотворно действуют железные дороги на Россию".

И в 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля,

Когда строительство дороги на Ярославль было в самом разгаре, Чижов объявил министру путей сообщения о своем намерении продлить дорогу до Вологды. Это еще 196 верст.

По его мнению, строить участок нужно "новым способом, каким строят в Норвегии".

Как он уверял, "это будет дорога узкоколейная и поэтому дешевая, всего тысяч в 25 рублей за версту... Для второстепенных, особенно северных железных дорог, не могущих вынести дороговизну постройки", узкоколейное железнодорожное строительство должно стать спасением.

И 24 июля 1870 года Александр II утвердил поправки к уставу Общества Московско-Ярославской железной дороги, связанные с продолжением пути от Ярославля до Вологды...

Строительство узкоколейной дороги от Ярославля до Вологды велось почти исключительно на одни облигации.

Строительство узкоколейной дороги от Ярославля до Вологды велось почти исключительно на одни облигации.

Интересно, что строительство узкоколейной дороги от Ярославля до Вологды велось почти исключительно на одни облигации. При этом Чижов вполне отдавал себе отчет в том, что движение по участку может не быть значительным. Так, узкоколейный железнодорожный путь начинался за Волгой, отделяясь таким образом от ширококолейной дороги рекой. А сооружение железнодорожного моста через Волгу в ближайшем будущем не планировалось.

Но Чижов сознательно шел на риск. В октябре 1870 года он записал в дневнике: "Когда подумаю, что мы рискуем строить первую узкоколейную дорогу, то просто делается страшно. Зато как при удаче будет важна для России такая дешевизна!"

1897 год. Полустанок Кубино (сейчас станция Харовская).

1897 год. Полустанок Кубино (сейчас станция Харовская).

28 июня 1872 года движение поездов по Ярославско-Вологодской железной дороге было открыто. Как и предполагал Чижов, дорога поначалу оказалась малодоходной. Но лишь в первое время. Но - это был надежный и верный путь на Русский Север, соединивший центр империи с несметными богатствами огромных территорий.

Кстати, Федор Чижов - довольно обеспеченный человек, был известным меценатом. Но за скромность жизни его попрекали даже друзья: "Не мешало бы всероссийскому управляющему разных выгодных предприятий хотя бы обить мебель новой клеёнкой..."

1902 год. Железнодорожные служащие у вокзала Кубино.

1902 год. Железнодорожные служащие у вокзала Кубино.

Федора Чижова особо чтут поклонники и исследователи творчества Николая Гоголя. Чижов был другом великого писателя и именно он стал душеприказчиком его наследия, редактором его полного собрания сочинений. Прах Федора Чижова покоится в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря рядом с могилой Гоголя.

В феврале 2018 года на железнодорожном вокзале Кострома установлена мемориальная доска Фёдору Чижову и Савве Мамонтову. Это событие приурочено к 130-летию открытия движения по линии Ярославль – Кострома и 150-летию Северной железной дороги.

Открытие мемориальной доски Фёдору Чижову и Савве Мамонтову на железнодорожном вокзале Костромы.

Открытие мемориальной доски Фёдору Чижову и Савве Мамонтову на железнодорожном вокзале Костромы.

Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Северная железная дорога в Цифрах

Все материалы: Азбука СЖД от А до Я

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также