2018-04-13T11:21:02+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Снегоборьба

Снегоборьба – исключительно железнодорожный термин. Он включает в себя комплекс мер по предотвращению снеговых заносов, а также непосредственно уборке снега с железнодорожных путей и стрелочных переводов.
Азбука СЖД от А до ЯАзбука СЖД от А до Я
Изменить размер текста:

Обильные снегопады и снежные заносы представляют серьезную опасность для движения поездов. Снег, попадая на железнодорожную колею, создает дополнительное сопротивление движению, увеличивает расход энергии, способствует снижению скорости. Чтобы не допустить сбоя в работе железной дороги, существует система организации защиты пути от снега, состоящая из двух основных направлений: задержания снега на подступах к железнодорожному полотну и уборки его с пути.

Обильные снегопады и снежные заносы представляют серьезную опасность для движения поездов.

Обильные снегопады и снежные заносы представляют серьезную опасность для движения поездов.

Уборка железнодорожной колеи от снега всегда была проблемным вопросом. Для России он был особенно актуален, его обсуждали не только инженеры, как свидетельствуют документы, но и общественность. Снегоуборка железнодорожных путей в России являлась повинностью, сёла обкладывались «снежной конской и людской» повинностью, часто данную работу исполняли воинские части. Снегоборьба на железной дороге велась и с помощью ограждения путей снеговыми щитами, а также силами пассажиров, которые вручную вызволяли застрявший состав лопатами.

Во время сильных снегопадов без ручного труда на железной дороге не обойтись.

Во время сильных снегопадов без ручного труда на железной дороге не обойтись.

В настоящее время арсенал способов борьбы со снегом значительно расширился: это и защита от снежных заносов с помощью долговременных лесонасаждений и специальных сборных решетчатых щитов и заборов, электрообогрев и пневмообдувка стрелочных переводов, уборка снега с пути снегоочистителями и снегоуборочными машинами.

Струг при помощи носовой части и одного раскрытого главного крыла очищает сразу один путь и междупутье, выбрасывая снег в сторону.

Струг при помощи носовой части и одного раскрытого главного крыла очищает сразу один путь и междупутье, выбрасывая снег в сторону.

Подготовка к снегоборьбе на железной дороге начинается задолго до первого снега: за решающими станциями закрепляют технику, готовят пути и места для выгрузки снега, разрабатывают графики работы снегоуборочных машин и механизмов с указанием очередности очистки от снега и льда станций и станционных путей. Готовят к работе устройства пневмообдувки и электрообогрева стрелочных переводов.

На путях Вологодского региона СЖД на очистке путей от снега работает 12 снегоуборочных машин СМ.

На путях Вологодского региона СЖД на очистке путей от снега работает 12 снегоуборочных машин СМ.

На путях Вологодского региона СЖД на очистке путей от снега работает 17 единиц техники, в том числе 12 снегоуборочных машин СМ и 5 снегоочистителей. СМ - это целый поезд – он состоит из головной машины и нескольких вагонов. Снегоуборочная машина (кстати, железнодорожники часто называют ее «снегурочкой» или «снегуркой») с помощью ротора загребает снег с пути и подает на транспортерную ленту - пока не заполнятся все четыре вагона. Сколку льда и уплотнённого снега производят находящиеся в средней части головной машины льдоскалывающие устройства. Для увеличения ширины захвата впереди машины с обеих сторон крепятся крылья, которые сдвигают снег с междупутий в колею. После того, как машина заполнится снегом (а ее вместимость 400-500 кубометров), она едет разгружаться и снова выходит чистить путь.

Уборка снега с пути.

Уборка снега с пути.

Длинные перегоны от снега очищают снегоочистители. Это специализированные вагоны, которые перемещаются локомотивом. Там, где высота снежного покрова не превышает 1,5 метра, работают плуговые снегоочистители, или струги. Струг при помощи носовой части и одного раскрытого главного крыла очищает сразу один путь и междупутье, выбрасывая снег в сторону.

Для того чтобы не допустить остановку движения поездов, в особо сложных ситуациях к борьбе со снегом может быть привлечен весь неоперативный персонал компании – от бухгалтера до начальника.

Для того чтобы не допустить остановку движения поездов, в особо сложных ситуациях к борьбе со снегом может быть привлечен весь неоперативный персонал компании – от бухгалтера до начальника.

Более мощные таранные снегоочистители применяют на перегонах при заносах 2—2,5 метра. Ширина пробиваемой ими траншеи составляет до 5 метров. Расчистку перегонов от снега слоем толщиной 2,5—4,5 метра обеспечивают снегоочистители с электроприводом рабочих органов: одного или двух роторов-питателей и одного выбросного ротора, отбрасывающего снег в полевую сторону на расстояние до 50 метров. Эти снегоочистители пробивают траншею шириной 5—6 метров. Такие машины, например, работают на полигоне Сосногорского региона СЖД.

Первыми на уборку снега выходят работники дистанций пути.

Первыми на уборку снега выходят работники дистанций пути.

Но какой бы современной и мощной не была снегоуборочная техника, во время сильных снегопадов без ручного труда на железной дороге не обойтись. Первыми на уборку снега выходят работники дистанций пути. Если они не справляются, то приказом объявляют «вторую очередь по снегоборьбе» — на пути выходят работники других структурных подразделений. Для того чтобы не допустить остановку движения поездов, в особо сложных ситуациях к борьбе со снегом может быть привлечен весь неоперативный персонал компании – от бухгалтера до начальника. Кроме того, на подмогу могут быть вызваны и воинские части.

Снегоуборочная машина с помощью ротора загребает снег с пути и подает на транспортерную ленту - пока не заполнятся все четыре вагона.

Снегоуборочная машина с помощью ротора загребает снег с пути и подает на транспортерную ленту - пока не заполнятся все четыре вагона.

Предыдущий материал: Азбука СЖД от А до Я: Паровоз

Все материалы: Азбука СЖД от А до Я

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также