2018-03-13T14:25:21+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Горка сортировочная

Как простой обыватель представляет себе работу железной дороги? Очень просто: в пункте А погрузили в вагоны груз, и поезд отправился в пункт Б, где все вагоны разгрузили.
Азбука СЖД от А до ЯАзбука СЖД от А до Я
Изменить размер текста:

На самом деле, все обстоит гораздо сложнее: чаще всего пять вагонов поезда едут в пункт Б, еще 10 – в пункт В, три – в пункт – С, остальные – в пункт Е…

Станции, на которых осуществляется перераспределение грузов, называются сортировочными. В своей работе они используют множество специальных устройств, главным из которых является сортировочная горка - сооружение, предназначенное для расформирования составов грузовых поездов.

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

По сути, она представляет собой насыпь, на которую уложены железнодорожные пути. Конструкция состоит из трех главных участков: надвижной части, горба и спускной части. На горку состав надвигается с помощью локомотива – только он не тащит вагоны за собой, а «подталкивает» их с хвостовой части. Затем вагоны, предварительно расцепленные составителем, под действием силы тяжести самостоятельно скатываются в пункт назначения по спускной части, которая располагается на уклоне.

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Между скатывающимися с горки вагонами или отцепами (несколько соединенных вагонов) образуется интервал, достаточный для перевода стрелок в соответствии с планом формирования составов. Скорость скатывания вагонов регулируется тормозными позициями, которые оборудованы вагонными замедлителями. Вершиной горки называют ее самую высокую точку. Обычно ее высота составляет от 3,5 до 4,5 метра. Здесь вагоны или отцепы направляются на подгорочные пути по назначениям. Горбом горки называют ее перевальную часть, с которой вагон или отцеп начинает самостоятельное движение вниз. Спусковой частью, соответственно, называют зону между вершиной горки и началом сортировочного парка.

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Первая сортировочная станция в России была построена в 1878-1879 году на 7-8 версте Николаевской железной дороги. В 1899 году на Рязано-Уральской железной дороге была построена первая в России горочная сортировочная станция Ртищево, в 1901 году на той же дороге - двусторонняя сортировочная станция Кочетовка. В 1900-1910 годах построены горочные сортировочные станции Люблино, Ховрино, Лосиноостровская, Перово. К 1917 году на железных дорогах Российской империи насчитывалось 10 горочных станций.

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги представляет собой сложнейший комплекс электромеханических, пневматических, считывающих и следящих устройств, связанных единой системой управления. Сортировка вагонов производится в автоматическом режиме: устройства фиксации прохождения осей вагонов сверяют реальное количество осей, вес и скорость вагонов с данными, полученными из натурного листа поезда, и передают их на горочный пост, в «мозг» системы автоматизации, где компьютер по специальному алгоритму моментально рассчитывает точность торможения для оптимально плавного роспуска вагонов.

Сортировка вагонов производится в автоматическом режиме

Сортировка вагонов производится в автоматическом режиме

На посту управления станцией установлен и подключен современный горочный пульт с эргономичным информативным дисплеем, на котором отображаются все технологические данные, поступающие с сортировочной горки; полностью модернизированы рабочие места дежурного по горке и горочных операторов. Станция Лоста - крупнейшая сортировочная станция не только на Северной железной дороге, но и по всей сети железнодорожных магистралей страны. В среднем за сутки через ее сортировочную горку проходит более 3380 вагонов, иногда свыше 4000.

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Сортировочная горка станции Лоста Северной железной дороги

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также