Премия Рунета-2020
Вологда
+4°
Boom metrics

Азбука СЖД от А до Я: Архангельск

Железная дорога до Архангельска была построена, во многом, благодаря настойчивости и прозорливости Саввы Ивановича Мамонтова. Первый поезд пришел в Архангельск более 120 лет назад.
Источник:kp.ru
Азбука СЖД от А до Я

Азбука СЖД от А до Я

Дорога сначала была узкоколейкой, которая впоследствии была перешита на широкую колею. Тяга от Архангельска до Обозерской и по другим направлениям: тепловозная, перегоны однопутную.

Но тогда путешествие пассажиров и грузов заканчивалось на левом низком берегу Северной Двины. Именно здесь находилась станция Архангельск - пристань.

Через реку приходилось переправляться на паромах, лодках, катерах, а зимой – по льду на санях и автомобилях. В период весеннего разлива Северной Двины станцию практически ежегодно топило. Это было неудобно, приводило к убыткам для железной дороги и грузовладельцев.

И только в 1958 году началось возведение железнодорожного моста через Северную Двину.

Мост через Северную Двину

Мост через Северную Двину

Мост, соединивший правый и левый берега Архангельска заслуживает отдельного внимания, так как считается самым северным разводным мостом в мире. Первый поезд прошел по мосту 5 ноября 1964 года. Специалисты называют такие мосты совмещенными, так как он состоит из автомобильной и железнодорожной части. Строительство моста велось 7 лет. В те годы архангельский мост был самым большим в бывшем СССР мостом с вертикально-подъемной системой: его разводной пролет 88 метров. При помощи электромоторов пролет можно поднять за 10 минут, для подъема вручную потребуется 2 бригады по 12 человек. Длина моста от шлагбаума до шлагбаума почти 2 километра. Кстати, и сегодня железнодорожный мост через Северную Двину - единственная возможность для поездов попасть в областной центр.

Мост через Северную Двину

Мост через Северную Двину

Сейчас Архангельск является одним из самых крупных транспортных узлов европейского севера России. В городе находятся четыре железнодорожные станции, главная из которых – Архангельск-город, ведь только здесь есть здание вокзала.

Вокзал расположен в центре города, на площади 60-летия Октября. Он открылся в 1965 году.

Светлое двухэтажное здание вокзала является образцом типичной советской архитектуры 60-х годов. Подземных и наземных переходов нет, а пассажирский переход через пути осуществляется по настилу. Украшением перрона служат фонари, изготовленные «под старину». На станции - две платформы.

Вокзал в Архангельске.

Вокзал в Архангельске.

В Архангельске находится территориальное управление Архангельского региона Северной железной дороги (до 2011 года – Архангельское отделение). Центральное здание региона расположено рядом с железнодорожным вокзалом.

За время своего существования Архангельского отделения не раз реорганизовывалось: менялась структура, границы, центр расположения. Было время, когда центр отделения находился в Няндоме и отделение называлось Няндомское. В 1972 году центр был перемещён в Архангельск.

Некоторые называют Архангельск железнодорожным тупиком, так как дальше – Белое море.

Однако именно в Архангельске расположен единственный на Северной железной дороге морской порт. Архангельский морской торговый порт – один из старейших портов России, ему уже более 400 лет. Только за 2017 год отправлено Северной магистралью в адрес порта перевезено почти 650 тыс. тонн грузов.

Так что для многих именно в Архангельске все только начинается.

Кроме того, отсюда уходят Арктические экспедиции, здесь, буквально, в часе езды, спускают со штапелей атомные подводные лодки, здесь малая родина основателя первого российского университета Михаила Васильевича Ломоносова.

Здание региона

Здание региона