2018-03-02T09:36:23+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Архангельск

Железная дорога до Архангельска была построена, во многом, благодаря настойчивости и прозорливости Саввы Ивановича Мамонтова. Первый поезд пришел в Архангельск более 120 лет назад.
Азбука СЖД от А до ЯАзбука СЖД от А до Я
Изменить размер текста:

Дорога сначала была узкоколейкой, которая впоследствии была перешита на широкую колею. Тяга от Архангельска до Обозерской и по другим направлениям: тепловозная, перегоны однопутную.

Но тогда путешествие пассажиров и грузов заканчивалось на левом низком берегу Северной Двины. Именно здесь находилась станция Архангельск - пристань.

Через реку приходилось переправляться на паромах, лодках, катерах, а зимой – по льду на санях и автомобилях. В период весеннего разлива Северной Двины станцию практически ежегодно топило. Это было неудобно, приводило к убыткам для железной дороги и грузовладельцев.

И только в 1958 году началось возведение железнодорожного моста через Северную Двину.

Мост через Северную Двину

Мост через Северную Двину

Мост, соединивший правый и левый берега Архангельска заслуживает отдельного внимания, так как считается самым северным разводным мостом в мире. Первый поезд прошел по мосту 5 ноября 1964 года. Специалисты называют такие мосты совмещенными, так как он состоит из автомобильной и железнодорожной части. Строительство моста велось 7 лет. В те годы архангельский мост был самым большим в бывшем СССР мостом с вертикально-подъемной системой: его разводной пролет 88 метров. При помощи электромоторов пролет можно поднять за 10 минут, для подъема вручную потребуется 2 бригады по 12 человек. Длина моста от шлагбаума до шлагбаума почти 2 километра. Кстати, и сегодня железнодорожный мост через Северную Двину - единственная возможность для поездов попасть в областной центр.

Мост через Северную Двину

Мост через Северную Двину

Сейчас Архангельск является одним из самых крупных транспортных узлов европейского севера России. В городе находятся четыре железнодорожные станции, главная из которых – Архангельск-город, ведь только здесь есть здание вокзала.

Вокзал расположен в центре города, на площади 60-летия Октября. Он открылся в 1965 году.

Светлое двухэтажное здание вокзала является образцом типичной советской архитектуры 60-х годов. Подземных и наземных переходов нет, а пассажирский переход через пути осуществляется по настилу. Украшением перрона служат фонари, изготовленные «под старину». На станции - две платформы.

Вокзал в Архангельске.

Вокзал в Архангельске.

В Архангельске находится территориальное управление Архангельского региона Северной железной дороги (до 2011 года – Архангельское отделение). Центральное здание региона расположено рядом с железнодорожным вокзалом.

За время своего существования Архангельского отделения не раз реорганизовывалось: менялась структура, границы, центр расположения. Было время, когда центр отделения находился в Няндоме и отделение называлось Няндомское. В 1972 году центр был перемещён в Архангельск.

Некоторые называют Архангельск железнодорожным тупиком, так как дальше – Белое море.

Однако именно в Архангельске расположен единственный на Северной железной дороге морской порт. Архангельский морской торговый порт – один из старейших портов России, ему уже более 400 лет. Только за 2017 год отправлено Северной магистралью в адрес порта перевезено почти 650 тыс. тонн грузов.

Так что для многих именно в Архангельске все только начинается.

Кроме того, отсюда уходят Арктические экспедиции, здесь, буквально, в часе езды, спускают со штапелей атомные подводные лодки, здесь малая родина основателя первого российского университета Михаила Васильевича Ломоносова.

Здание региона

Здание региона

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также