Премия Рунета-2020
Вологда
+8°
Boom metrics
Звезды14 января 2014 14:05

Артемий Троицкий: "Я не считаю, что наш кинематограф умирает"

Известный музыкальный критик представил фильм "Звездный ворс" и пообщался с вологжанами [фото]
Источник:kp.ru
Артемий Троицкий: "Я не считаю, что наш кинематограф умирает"

Артемий Троицкий: "Я не считаю, что наш кинематограф умирает"

Фото: Ольга КОНДРАТЕНКО

Для вологжан встреча с известным музыкальным критиком Артемием Троицким оказалась весьма неожиданной. На малую Родину жены, в Вологодскую область, он приехал с неофициальным визитом. Идея провести творческую встречу с жителями Вологды появилась спонтанно, визит затянулся на несколько дней. Рок-журналист не только отвечал на вопросы заинтересованных людей, но и представил фильм "Звездный ворс", в котором исполнил роль Господа Бога. О личных предпочтениях в области современного кино Артемий Троицкий рассказал корреспонденту "Комсомолки".

- Так сложилось, что обе встречи с вологжанами не были заранее спланированы. Что привело вас в наш город?

- Дело в том, что и я и моя жена родом с русского севера. Я родился в Ярославле и все мои родственники - это ярославцы. А у Веры как раз вся родня из Вологодской области из Череповца, из деревень, которые находятся под ним. Мы северяне и очень любим русский север. Для нас Россия - здесь. Еще я очень люблю Сибирь, Дальний Восток. Туда я тоже очень часто приезжаю и считаю, что это очень правильные русские земли. Но на Севере я себя чувствую лучше. Это моя Родина. И не смотря на то, что я всю жизнь прожил в Москве, я ее не люблю. Я считаю, что Москва к России имеет очень отдаленное отношение. Это город малоприятный, продажный, из которого давно ушла вся душа. В общем-то мы сейчас из Москвы и уехали, живем в маленькой деревушке под Звенигородом.

Вообще я считаю, что большая трагедия для провинциальной России состоит в том, что те люди, которые что-то могут, что-то умеют, чувствуют себя в силах, чувствуют себя конвертируемыми, все отсюда уезжают в Москву, в Петербург или еще дальше в Европу, в Америку. Я считаю, что это очень неправильно. Потому что в больших городах эти люди, как правило, теряются. Кто-то успеха добивается, кто-то нет. Но в любом случае они все оказываются в этой мясорубке, которая не имеет ничего общего с той культурой и общиной, в которой они родились и развились как личности. Я бы очень советовал всем художникам, музыкантам, литераторам из Вологды и других наших прекрасных регионов оставаться у себя дома. Здесь жизнь интереснее, лучше и насыщеннее в творческом отношении. Чем размениваться на какие-то актуальные, глобальные тенденции, лучше гнуть свою линию. Музыканты и художники, я уверен, могут это сделать здесь. Сложнее с формами искусства, которые требуют больших инвестиций, например, кино, театр. Но, с другой стороны, где бы он не получал образование, никто не мешает потом вернуться сюда и снимать, например, здесь.

Известный музыкальный критик представил фильм "Звездный ворс"

Известный музыкальный критик представил фильм "Звездный ворс"

Фото: Ольга КОНДРАТЕНКО

- Раз уж так сложилось, что эта беседа оказалась приурочена больше к кино, нежели к музыке или другим видам искусства. Скажите, согласны ли вы с мнением, что русский кинематограф умирает?

- Никому не интересны русские копии западных боевиков. Они все равно делают это лучше. У них есть эта культура, эти технологии и инвестиции. У нас этого нет. Чтобы впечатлить запад, нужно что-то другое. Ведь самые известные там Это Сергей Эйзенштейн и Андрей Тарковский. И тот и другой не копировали Голливуд, и тот и другой снимали свое кино, и поэтому они стали фигурами такой величины, легендами кинематографа. А таких, как Тимур Бекмамбетов, хотя он очень хороший парень и мой приятель, десятки в Голливуде. Фильмы этих прекрасных профессионалов, которые умеют делать блокбастеры с замечательными спецэффектами, забудутся через полгода после премьеры. А Тарковского и Эйзенштейна не забудут никогда.

- Вы можете назвать какие-то современные русские фильмы, которые на Ваш взгляд действительно достойны внимания широкого зрителя?

- Истекший год был очень неплодотворный. На мой взгляд, в прошлом году был обнародован единственный фильм, который стоит сотен других. Фильм ныне покойного Алексея Германа-старшего "Трудно быть Богом". Совершенно гениальный фильм! Мне посчастливилось увидеть его за долго до премьеры, и я могу сказать, что это абсолютный шедевр мирового искусства. К сожалению, больше вспомнить нечего. Хотя у меня было такое очень симпатичное впечатление от нашего кино в конце нулевых годов, когда произошли дебюты Звягинцева, Хомерики, Хлебникова, Вырыпаева, Серебренникова. Некоторые из них театральные режиссеры, но сняли свои первые фильмы. Было несколько прекрасных фильмов, некоторые из них тоже своего рода шедевры. Например, фильм "Волчок". Но куда-то это все делось. Последние два года что-то я ни про кого из этих режиссеров еще не слышал.

Артемий Троицкий признался, что смеялся, когда читал сценарий

Артемий Троицкий признался, что смеялся, когда читал сценарий

Фото: Ольга КОНДРАТЕНКО

Но я не считаю, что наш кинематограф умирает. По одной простой причине - у нас очень сильная школа. Это такая штука, которую убить очень сложно. Как есть школа классического русского балета. И я считаю, что культура кино у нас очень мощная. И культуру, которая поразила когда-то и того же Тарковского, Эйзенштейна и Гайдая, кстати говоря, тоже так просто не убить. И поэтому я достаточно оптимистично отношусь к будущему русского кинематографа ровно, как и русского театра. Я большой поклонник последних работ Кости Богомолова во МХАТе - "Идеальный муж", "Братья Карамазовы". На мой вкус это лучшие спектакли, которые были поставлены в нашем театре со времен классических постановок Юрия Любимова на Таганке в 70-е годы. И как бы у нас не гнобили культуру со стороны власти, коммерции и прочей гадости, которая противостоит творчеству, русский театр неубиваем.

- Если говорить о фильме "Звездный ворс", который вы привезли с собой и представили вологжанам. Как вы решились в нем сняться и что вас в нем зацепило?

- Дело в том, что группа "НОМ" (почти все, кто снимались в этом фильме) - это мои друзья. Я попал в этот фильм, скажем, также, как в "Даун-хаус". Потому что в то время все эти ребята - Ваня Охлобыстин, Роман Кочанов, Федя Бондарчук - это все были мои друзья. Была такая большая дружная компания. Они мне и сказали: "А снимись ка ты в роли Тоцкого? Ты - Троицкий, тот - Тоцкий. Прикольно?". Я говорю: "О чем речь!". В итоге получился такой вот фильм-капустник, который до сих пор вспоминают. Точно также я попал и в "Звездный ворс". Поэтому когда ребята из группы "НОМ" ко мне обратились и спросили, не сыграю ли я Господа Бога в их фильме, я им ответил, что почту за честь. Сценарий они мне честно прислали, я его прочитал, очень много смеялся. Да, это, конечно, такой полубезумный пародийный фильм, во многом похожий на такую допотопную советскую фантастику 50-х годов. Но при этом, надо сказать, содержащий много маленьких, но очень точных и актуальных нюансов.