Премия Рунета-2020
Вологда
+10°
Boom metrics
Общество2 июня 2024 7:00

В Вологде отметили столетие "Мухи"

Спектакль по сказке "Муха-Цокотуха" Корнея Чуковского оказался блокбастером
Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

День защиты детей в вологодском театре "Теремок" прошел необычно. Здесь отмечали именины культового произведения многих поколений - столетие "Мухи-Цокотухи".

Корней Чуковский опубликовал стихотворную сказку в 1924 году. Как он вспоминал - это единственное произведение, написанное взахлеб, практически в один день. Это история про страшного кровожадного Паука и храброго Комарика, в которой любовь и дружба победили зло.

Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

Спектакль в Вологодском детском кукольном театре поставил режиссер и художник-постановщик Амир Ерманов. Однако пока немного вологжан посмотрели его работу - пожалуй, спектакль чаще играют за пределами региона. И все же 1 июня "Муху-Цокотуху" показали в Вологде.

Вот что говорит о работе Амир Ерманов: «Эту историю мы создавали с артистами на одном дыхании. Мы практически ничего не придумывали – всё взяли у автора. Его произведение оригинальное, цельное, и все, что получилось, – в большей степени заслуга Корнея Чуковского. Поэтому в спектакле звучит его голос. Мы даем возможность зрителю почувствовать, как сам автор хотел слышать свою «Муху-Цокотуху». Наша героиня случайно настроила радиоприемник на волну, где транслируют запись Чуковского, сделанную в 1923 году, ровно 100 лет назад. Вообще он сочинил эту сказку в Петербурге буквально в один момент и начал записывать ее на первом попавшемся под руку клочке бумаги. Места не хватило, и он продолжил писать на оторванных обоях. Часть «этой» кирпичной стенки мы использовали в декорациях. У нас на сцене – небольшой закуток в доме на окраине города, где собраны старые вещи. Как и в любом таком пространстве, здесь водятся насекомые. У них своя жизнь, своя история, своя любовь, и они даже проходят проверку на дружбу».

-

-

Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

Фото: Владимир Осиповский, ВКонтакте.

На спектакле побывала культуролог Людмила Якушева:

- Сказка Корнея Чуковского – настоящий блокбастер. Наверное, трудно найти человека, который не знал бы истории чудесного избавления гостеприимной мухи от паука-кровопийцы. 1924 год – время выхода сказки в печать, и время исторического утверждения нового мира – апофеоз войны, разрухи и любви как спасения.

В каком стиле можно рассказать эту сказку на сцене для детей и взрослых? Как мещанскую драму с социально-бытовым подтекстом а-ля Кошкин Дом? Банально – как добрую светлую сказку, где рассказчицей может быть, например, бабушка – пчела? Как комедию нравов (муха – красавица, не умеющая выбирать окружение, комарик – супер-герой, насекомые – нахлебники и т.д.)?

Пожалуй, в вологодском кукольном театре поставили ганстерский боевик. Да, у комарика была сабля, зритель отчетливо слышал звуки скрещивания холодного оружия и даже видел блеск, но в воображении сабля легко заменялась пистолетами и стрельбой.

Действие сказки, по версии режиссера и художника Амира Ерманова разворачивается на окраине, среди ненужных старых вещей… А где еще может находиться царство насекомых?

И о насекомых ли идет речь? В мире трущоб есть своя романтика и свои проводники.

Здесь всем хочется сладкой жизни: Цокотуха с трудом выберется из банки с вареньем, найдя на волнах репродуктора заинтересовавшую ее историю. Паук, прежде чем напасть на муху, тоже будет искать лакомств, не говоря уже о буквально показанной веренице гостей, которые будут по очереди получать угощение и стучать ложками по эмали кружек/стаканов (какая, однако, невоспитанность!).

Паук и его паучья жизнь напомнит зрителю казино с колесом фортуны, подвалы преисподней, в которой то здесь, то там вспыхивают яркие костры, напоминающие горящие сковороды... ада?

Утра для этих насекомых не наступает. Солнце опускается и его уносят – везде мрак. В какой-то момент показалось, что к сценическому дыму добавится еще и зловонный дух… Только силуэты птиц, бабочек украшают этот мир без радости и добра. А возможно, когда-то он был красив, как окно, в которое за угощением влетает бабочка – красавица (ставни напоминают крылья)

Весь этот мир грандиозен и причудлив: сначала по сцене, а потом по верху (неба! у этих насекомых нет неба и горизонта!) едет троллейбус, набитый тараканами. Здесь каждый сам за себя, и на вершине пирамиды обаятельное зло – паук, которого помещают в холодильник Орск, как оказывается, на время. В самом конце дверца распахивается, и мы видим едва ли не завораживающую картину: падает снег, паук гадает на ромашке. Он жив!

Сама история рассказана с интересными деталями и подробностями. Из репродуктора, на волнах которого Цокотуха случайно находит сказку, будет раздаваться голос самого автора. Насекомые на протяжении всего действия будут прислушиваться к нему и следовать за ним, а на экране старого телевизора Корнея Чуковского даже покажут. И в этот самый момент экран будет пробит пауком… Щупальца паука - это измерительные линейки, с легкостью вырастающие в разные стороны, его паутина покажется лабиринтом, а столы, рынок и детали комнаты будут воссозданы из бочек, ящиков и других сподручных средств, найденных на свалке среди ненужных вещей.

Добавьте к этому вау-эффект от освещения, музыкальный фон кабаре, танцевальность движений исполнителей, и вы получите тот самый театр зрелищ, которых так жаждет современный зритель.

Вы спросите, а как же утверждение «То-то стало весело, то-то хорошо»?

Сегодня в пользу этого сыграло начало и финал действия – общение зрителей с актерами. Этакий театр в театре. В начале представления сказочные персонажи разыграли именины мухи, разучив веселую песенку, в конце - предоставив зрителям выбор, за кого переживать и радоваться больше…