Премия Рунета-2020
Вологда
+11°
Boom metrics
Общество31 мая 2024 15:00

В Вологодском драматическом прошел конкурс актерских спектаклей

Работы победителей прокомментировала культуролог Людмила Якушева
Ольга Андилевко «Жаворонок» (Жан Ануй).

Ольга Андилевко «Жаворонок» (Жан Ануй).

Вологодский областной драматический театр завершил сезон необычным начинанием – творческим конкурсом актерских работ.

За месяц артисты самостоятельно должны были подготовить полноценный спектакль или эскиз. Работы принимались как индивидуальные, так и групповые. Всего на конкурс поступило пять заявок. При этом материал для постановок был выбран самый разнообразный – от пьесы Жана Ануя «Жаворонок», посвященной жизни Жанны д’Арк, до многонаселенного спектакля «Бабьи песни» по сценарию вологжанки Виктории Андреевой.

Наталья Ситникова представила самый "многонаселенный" спектакль.

Наталья Ситникова представила самый "многонаселенный" спектакль.

Членами жюри конкурса стали главный режиссер театра Владимир Гранов и преподаватели Вологодского государственного университета театровед Светлана Патапенко и культуролог Людмила Якушева.

В течение трех дней члены жюри оценивали режиссерское решение, уровень исполнительского мастерства, сценографическое, звуковое и иное оформление спектаклей.

– Мы впервые провели подобное мероприятие в театре. Всего на конкурс было представлено пять спектаклей, но, конечно, актеров было задействовано куда больше. Две работы были моноспектаклями, в двух было задействовано по три артиста. А один спектакль был густонаселенным – 10 действующих лиц. Конкурс самостоятельных работ мы теперь планируем проводить на ежегодной основе, – рассказал директор театра Геннадий Травинов.

По итогам общей оценки были выявлены три победителя. Им вручены дипломы и денежные премии. Свои подарки вручила актерам и Людмила Якушева.

Идея конкурса была проста: обменяться интересными идеями, чтобы можно было провести "примерку" репертуара. А в итоге оказалось, что показаны и вполне готовые, законченные работы.

– Организаторы хотели посмотреть, что выберут сами артисты, чем удивят, чем порадуют - в смысле выбора и своих артистических возможностей. В итоге получилось нечто большее. По-моему, очень достойное. А для себя я, например, открыла новых актеров, которых пригласил в театр Владимир Гранов, - поделилась впечатлениями член жюри конкурса, культуролог, доцент Вологодского государственного университета Людмила Якушева.

И о спектаклях-победителях Людмила Алентиновна рассказала более подробно:

3 место

Члены жюри поздравили Анатолия Гукова за его прочтение «Дамы с собачкой».

Члены жюри поздравили Анатолия Гукова за его прочтение «Дамы с собачкой».

Анатолий Гуков «Дама с собачкой» (А.П. Чехов)

– Это спектакль-элегия, спектакль-припоминание. Стареющий немолодой мужчина рассказывает о своем давнем курортном романе, листая альбом с открытками Ялты. Обычная история, но что его снова и снова заставляет вглядываться в легкие графические очертания женской фигуры, который сохранил черно-белый снимок? Что заставляет его вернуться к этой истории?

Сначала мне, как зрителю, остро хотелось продолжения. В свое время Антон Чехов так и сделал – продлил, предположил, но так и оставил в финале многоточие.

В этом отрывке крупным планом была показана мужская линия истории, в которой женщина появляется, меняет очертания привычного мира и исчезает… становясь для Гурова/Гукова героиней той самой земляничной поляны, или, что более знакомо русскому читателю и зрителю – вишневого сада.

Прекрасная идея, не правда ли? И воплощена она с точными режиссерскими нюансировками прекрасными сценографическими эффектами – виды Ялты демонстрировались на экране во всю сцену, весь отрывок сопровождала музыка, аккомпанируя меняющимся чувствам. Пожалуй, мне не хватило контрапункта, связующей интонации между фрагментами, но это потребовало бы более сложной работы, помимо пазловой склейки… А знаете ли вы, что любимым произведением Антона Чехова считают Шестую прелюдию Шопена? Прекрасно? Как и концовка действия: на наших глазах герой удаляется, сначала пересекая сцену, а потом, на какое-то мгновение, совпадая с перспективой набережной…

Вы скажете, почему не первое место?

В такой камерной, личной истории что хотелось бы стилистической выверенности каждой детали (без игры за Нее, без собаки, без … словом, с хрустальным многоточием)...

2 место

Сергей Закутин награжден за спектакль «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина.

Сергей Закутин награжден за спектакль «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина.

Сергей Закутин, спектакль «Пять вечеров» (Александр Володин)

– Вы знаете, меня в театре встретили со словами: у нас все спектакли о человеке – «Другой человек», «Человек в закрытой комнате»… И хорошо, что это не только особенность афиши, но и выражение сути театральных поисков.

Актеры Полина Бычкова и Максим Юлин показали две работы. Сначала – легкую антрепризную семейную пикировку по пьесе «Свободная пара» Дарио Фо и Франки Раме (режиссура Василия Воронкова). Вы знаете, когда-то вологодские театры брали призы и Золотые маски в Испании (постановки «Кармен» в ТЮЗе и кукольном театре), а сейчас время – Италии?

Вторая работа этого актерского дуэта в режиссуре Сергея Закутина получила 2 место.

Фрагменты из пьесы Александра Володина «Пять вечеров» были разыграны строго по законам психологической драмы. Он и Она. И юношеская любовь, и расставание на 17 лет. Когда-то Г.А. Товстоногов поставил спектакль так, что все его современники понимали - главный герой Ильин прошел лагеря. Уже позже Александр Володин вставит в текст ремарку о Севере и ГУЛАГе. А как это расставание объяснить сейчас? Поставить спектакль о времени оттепели или про наше время?

Интересная творческая задача, правда?

И сейчас тоже происходят драмы, отъезды и возвращения…

Очень интересной показалась трактовка роли Тимофеева в исполнении Сергея Закутина. Всегда есть кто-то третий – который наблюдает, ревнует, переживает собственную драму острее, прикоснувшись к настоящему чувству.

1 место

Геннадий Травинов, Людмила Якушева и Ольга Андилевко.

Геннадий Травинов, Людмила Якушева и Ольга Андилевко.

Ольга Андилевко «Жаворонок» (Жан Ануй)

- Действие этой пьесы разворачивается как процесс осуждения и неприятия чужих идей, поведения, внешности. Суд над инакомыслием. И, одновременно, очень личная, сильная история девушки – патриотки.

Если бы меня попросили как-то обозначить номинацию, я бы присудила премию за многоголосие. За драму, сыгранную одним исполнителем современными театральными способами. В спектакле была задействована съемка, а значит, и крупный план. И игра теней. Свет создавал иллюзию помоста, окна, клетки, подиума, стены и т.д.

Ольга Андилевко – замечательное приобретение театра. Мне говорили: у нее кинематографическое лицо. И да, это – так. Но как интересно считывать эти полуулыбки, полунамеки, взлеты бровей… А на большой сцене к этому добавилось и мастерское владение телом – изысканная пластика, способность передать состояние Жанны средствами современной хореографии… Вы скажете: свет, пластика, эффект синхронизации кадра и действия не нов. Я возражу, что мне интересно, как возможные театральные средства были задействованы в конкретной работе.

Свидетельствую, работа очень хорошая, конкурентоспособная, которая бы украсила любой фестиваль. Тем жальче, что программа «Голосов истории» уже к этому времени сверстана, но будем надеяться, что эту работу еще увидит наш, вологодский зритель.

Фото предоставлено Вологодским областным драматическим театром.