Премия Рунета-2020
Вологда
+21°
Boom metrics
Общество30 июня 2024 17:00

Людмила Якушева: "Голоса истории и любви"

О театральном фестивале рассуждает известный вологодский театровед
Фото: из архива Людмилы Якушевой.

Фото: из архива Людмилы Якушевой.

Культуролог Людмила Якушева охарактеризовала прошедший театральный фестиваль "Голоса истории" коротко: "Голоса истории и любви".

Людмила Якушева - одна из тех пристрастных зрителей, которых принято называть профессиональными. Вологжанка серьезно занимается театроведением, кандидат наук, автор диссертации «Театральное alter ego А.П.Чехова», является автором книг "Чеховское измерение", "История театра: аудиовизуальные виды искусства", преподаватель ВоГУ, лектор, победитель и призёр профессиональных конкурсов. Например, вошла топ -100 лучших лекторов РФ, стала финалистом Лиги лекторов - 2023. И даже сейчас готова, по горячим следам, провести целую лекцию о прошедшем мероприятии.

Как признается культуролог, "в начале фестиваля чувствуешь себя любителем, в середине – критиком, к концу уже – бац! – в кресле жюри". Так что в конце нашего материала мы приводим победителей фестиваля по мнению Людмилы Якушевой. А пока:

- Людмила Алентиновна, фестиваль понемногу уходит в прошлое. Каким он для вас был?

- Вы знаете, самым ценным и радостным для меня было то, что фестиваль был замешан…на любви.

Помните, с чего все начиналось на открытии? Председатель жюри, народный артист РФ Валерий Баринов сказал, что любит Вологду и вологодских зрителей. Дальше – больше. Актеры, зрители снова и снова признавались в своих добрых и светлых эмоциях от сыгранного и увиденного. Все отзывы, (а мне было интересно не только вести свой дневник наблюдений, но и следить за страничкой фестиваля) были предельно доброжелательны и корректны.

И вот эта волна внимания к каждой реплике, к каждому жесту на сцене, вся эта зрительская поддержка передавалась актерам. Все театральные коллективы вологжане встречали овациями и стоя.

Вы знаете, творческим людям очень важны эти несколько минут единения, счастья. И все это происходило из любви к театру.

В выигрыше от этого оказались все. Мы увидели очень хороший режиссерский театр. Не могу не отметить самые убедительные режиссерские работы Бориса Гранатова и Анастаса Кичика. И ведь каковы имена у этих пар учитель – ученик: А. Эфрос – Б. Гранатов, Ю. Погребничко – А. Кичик.

И это все мы, зрители, конечно, в состоянии увидеть и оценить.

Очень важно отметить, как хорошо себя проявила талантливая молодежь Вологды, Котласа, Череповца, Мурманска… без их увлеченности, любви и самоотдачи нет настоящего театра

- Чем еще запомнится фестиваль?

- Мне запомнится Шестнадцатый международный тем, как гармонично и качественно фестиваль был проведен. Не было срывов, накладок с декорациями, костюмами… Ощущение, что даже природа поутихла после первого дождливого дня, успокоилась и приняла условия игры – если дождь, то уже после того, как зритель добрался до дома…

Легко читалась концепция фестиваля - смотр театров Севера и Северо-Запада. Поэтому ряд ограничений - только государственные театры, областные (центральные) в своем городе – тоже легко можно было принять и объяснить даже на обывательском уровне. Ставка была сделана на классику, на зрителя укорененного в фестивальной истории. А эксперименты и лаборатории еще будут. Успех Куллерво тому подтверждение.

Итоги Шестнадцатого международного фестиваля "Голоса истории" от Людмилы Якушевой:

Афиша конкурса – 12 спектаклей, 4 спектакля на военную тему, 3 с погружением в историческое прошлое; как всегда – большая часть инсценировки, только 4 вещи для театра; в этот раз - полное отсутствие современной драматургии...

Позволю себе свои номинации (посмотрели 8 конкурсных спектаклей, но это не все. Боголюбского помню с 2012 года).

Даже заранее было понятно, что конкурсно сопоставить нужно 2 зрелищно–концертных спектакля ("Сны белых ночей" и "Куллерво"), Годунова и Боголюбского, Чайку и Горе от ума, Барышню – крестьянку и Островского.

Дальше – сложнее. Ибо затея фестиваля – использование исторического пространства Кремля, выход за пределы привычного пространства. А значит, новые спецэффекты зрелища или тишины…

И самое сложное – почти все спектакли в разной стилистике. А тут уж на любителя. Это как сравнивать академическую манеру с горловым народным пением… Вам больше нравится кружевная маска или в технике северной черни?

ИТАК:

- Лучшая сценография и костюмы – "Борис Годунов"

- Самые эффектные массовые сцены при камерном сюжете – "Барышня - крестьянка"

- Самый лиричный спектакль – "А зори здесь тихие"

- Самый современный /стильный спектакль – "Чайка"

- Самый зрелищный - "Куллерво"

- Приз за нетрадиционное прочтение школьной классики – "Горе от ума"

- Приз за самую лучшую музыкальную партитуру спектакля – "Андрей Боголюбский"

- Приз за точный пересказ простой человеческой истории - "Ты мое воскресенье"

P.S. от Людмилы Якушевой: "Аплодисменты всем участникам фестиваля. Мой личный голос уходит в Северодвинск".