Интересное

«Конечно, в небо тянет»

Тандем-инструктор Вологодского аэроклуба Павел Медведев рассказал «Комсомолке» о своих прыжках с парашютом
26 июля - День парашютиста (Фото: Михаил Трапезников)

26 июля - День парашютиста (Фото: Михаил Трапезников)

26 июля в России отмечается День парашютиста. Этот праздник считается неофициальным, но его активно поддерживают профессионалы и любители парашютного спорта. Именно в этот день в 1930 году группа советских летчиков-парашютистов совершила серию прыжков с самолётов, что стало началом массового развития парашютизма в СССР.

Корреспондент «Комсомольской правды» встретилась с опытным парашютистом, тандем-инструктором Вологодского аэроклуба ДОСААФ России по Вологодской области Павлом Медведевым. Он рассказал о своём первом прыжке, опыте работы за границей, а также о том, как ведут себя пассажиры, прыгая с парашютом в тандеме.

На счету Павла 2578 прыжков (Фото: Михаил Трапезников)

На счету Павла 2578 прыжков (Фото: Михаил Трапезников)

Павел, расскажите, сколько прыжков у вас на счету в данный момент?Павел, расскажите, сколько прыжков у вас на счету в данный момент?

- Сейчас у меня всего 2578 прыжков. В августе будет 2000-й тандем, хочу его сделать со своей мамой. Она давно собирается, но всё как-то не получалось. Скоро будем прыгать.

С чего всё началось?С чего всё началось?

- Всё банально, мой отец – инструктор по прыжкам с парашютом. У нас в аэроклубе у всех родители работали или работают до сих пор инструкторами. И вот, когда я был маленьким, папа забирал меня из детского сада, и мы вместе шли на занятия в аэроклуб. Пока он вёл группы, я там крутился-вертелся. Мне тогда было года четыре. Все дети, родители которых работали инструкторами, не прыгать просто не могли. Как только нам исполнялось 14 лет, мы шли и прыгали.

Как прошёл первый прыжок с парашютом?Как прошёл первый прыжок с парашютом?

- Это были 90-е годы, тогда ещё не было тандемов. Они появились в 2000-х, поэтому начинал прыгать на десантных круглых парашютах. Мой первый прыжок был 6-го марта 1999 года: шаг вперед и всё, пошел. Всё прошло нормально, приземлился по пояс в снег, папа меня встретил.

Тандем-системы в России появились в 2000-х (Фото: Михаил Трапезников)

Тандем-системы в России появились в 2000-х (Фото: Михаил Трапезников)

Когда вы начинали прыгать с парашютом, какие вообще были планы?Когда вы начинали прыгать с парашютом, какие вообще были планы?

- После первого прыжка ни у кого не было сомнений, что я буду прыгать дальше. Никто и не думал, что будет иначе. Первые годы я так потихоньку прыгал. Я, можно сказать, плыл по течению: сначала один тип парашюта, потом второй. Как-то всё легко было. На момент первого тандема у меня уже было 500 обычных прыжков. Повторюсь, что тандем-системы пришли в Россию не так давно, в 2000-х годах. На западе они появились ещё в 90-х, а для нас это была тогда вообще диковинка. И когда мы проходили обучение для таких прыжков, были очень жёсткие требования – нужно было сделать не менее 500 прыжков , потом не менее трех лет заниматься парашютным спортом. Также учитывался возраст. Сейчас в нашей стране правила ещё ужесточились. Теперь необходимо иметь не менее 1000 прыжков, то есть в нынешних реалиях очень трудно подготовить тандем-инструктора. Что такое 1000 прыжков? Человеку необходимо прыгать минимум 10-15 лет, потому что парашютный сезон в России короткий, мы не можем в течение всего года прыгать. Кроме того, за каждый прыжок нужно платить. Если, допустим, даже исходить из расчета 1000 рублей за прыжок, то умножаем 1000 на 1000, получается миллион. Естественно, найти какому-нибудь подростку миллион рублей на прыжки с парашютом, нереально.

Павлу довелось поработать в Индии, Америке, Мексике (Фото: Михаил Трапезников)

Павлу довелось поработать в Индии, Америке, Мексике (Фото: Михаил Трапезников)

В связи с этим у нас в России в ближайшее время будет дефицит тандем-инструкторов, потому что прежнее поколение стареет, а нового ему на смену, можно сказать, нет. Я работал в Москве пару лет и там основной возраст таких специалистов 56-57 лет. А нам разрешено прыгать до 60 лет, дальше нельзя. А, например, на западе более лояльно подходят к этому вопросу. Мой знакомый работает в Калифорнии, ему 80 лет, а он прыгает тандемы. Так вот, когда я начинал, мы не платили за прыжки. Они были у нас бесплатные, так как мы работали в аэроклубе: укладывали парашюты, что-то делали на аэродроме. Получилось так, что я просто успел «напрыгать» нужное количество. И когда потом появились тандемы, я прошел обучение и стал инструктором. Сейчас у меня это основной вид деятельности. В 2015 году меня сократили с основного места работы и моё хобби переросло в профессиональную деятельность.

Насколько я знаю, у вас большой опыт работы тандем-инструктором за границей…Насколько я знаю, у вас большой опыт работы тандем-инструктором за границей…

- Да, я работал в Индии, Мексике, Америке. После сокращения с основного места работы я поехал в Москву на самую большую тандемную дропзону. Там я, грубо говоря, заново учился прыгать, потому что там высота четыре километра, а у нас 2200. Это абсолютно разные вещи. Когда прыгаешь с высоты четыре километра, то свободное падение длится больше, и нужно уметь правильно действовать, чтобы хорошо приземлиться. Я прошел это обучение, познакомился с людьми, которые подсказали и помогли. Потом я поехал в Индию уже на готовое место, меня там уже ждали. Я буквально за месяц выучил английский язык. В Индии отработал полгода, затем вернулся в Россию и получил американскую лицензию. Дело в том, что наша российская тандем-лицензия нигде не принимается, потому приходиться вкладывать средства и получать американскую лицензию. Есть русские экзаменаторы, которые имеют право её выдавать. Это самый простой способ получить документы в нашей стране, а потом уже с ними куда-то пытаться уехать. Я улетел в Америку, штат Калифорния. Там были прыжки с высоты пять с половиной километров. После меня пригласили в Мексику. Оказалось, что там самая большая тандемная дропзона мира, то есть сколько прыгают там, не прыгают нигде. Цена за один прыжок 70 долларов, это недорого. Каждую субботу и воскресение в день там делают 300-400 тандемов минимум. Мы тогда сделали неофициальный рекорд мира – выполнили 487 тандемов за один день, то есть 487 пассажиров прыгнули. Там одновременно работают три самолета и 30 инструкторов. Пока я там был, делал по 200 прыжков в месяц.

В Индии пассажиром Павла стал человек с ограниченными возможностями (Фото: vk.com)

В Индии пассажиром Павла стал человек с ограниченными возможностями (Фото: vk.com)

Насколько я знаю, в Индии вы совершили первый в истории этой страны тандем-прыжок с человеком с ограниченными возможностями здоровья?Насколько я знаю, в Индии вы совершили первый в истории этой страны тандем-прыжок с человеком с ограниченными возможностями здоровья?

- Да, этот прыжок состоялся 6 марта 2017 года. Пассажиром в тандеме был человек с ограниченными возможностями. Он был после жуткого ДТП, у него полностью парализованы ноги, частично руки. Он два или три раза ко мне вместе со своими родителями на консультацию, мы обсуждали, как это будет, где и так далее. В Индии на тот момент такого ещё никто не делал. У нас всё получилось, но это было довольно сложно. Нас поднимали на очень маленьком самолёте, из которого было сложно выходить, поэтому у меня был помощник. Он помогал поднять ноги пассажира. В итоге мы всё сделали, это была высота 2200 метров. После приземления была большая пресс-конференция с участием разных министров Индии, то есть мы прогремели на всю страну, это было большое событие.

Пассажиры в тандеме ведут себя по-разному (Фото: Михаил Трапезников)

Пассажиры в тандеме ведут себя по-разному (Фото: Михаил Трапезников)

Где природа, на ваш взгляд, красивее: у нас или за границей?Где природа, на ваш взгляд, красивее: у нас или за границей?

- У нас гораздо красивее. В Америке мы прыгали с высоты пять с половиной километров. Там рядом с одной стороны океан, с другой – горы. В Индии кругом одни поля и редкие очаги пальм. Ничего красивого. В Мексике прыгали, там рядом озеро было. А в нашей природе везде зелень. Вот это мне очень нравится. И озеро есть – Кубенское, и город Вологду можно увидеть, если облаков нет. И кругом поля, леса – такого нигде больше нет.

Как обычно ведут себя пассажиры в тандеме?Как обычно ведут себя пассажиры в тандеме?

- По-разному. В основном, конечно, это такая экспрессия: кричат, визжат. Девушки очень много ругаются матом, я от парней столько мата не слышал, как от девушек. Они прям «по-черному» ругаются, всё, что внутри скопилось, всё выхлёстывают. И после приземления, чуть ли на колесо крутят, на ушах ходят от того, что они довольны, что сделали это.

Что вы ощущаете, если у вас продолжительное время нет прыжков?

- Прыгать мне всегда хочется. Конечно, уже нет такого адреналина, как раньше. Сейчас это в первую очередь для меня работа. Когда есть какие-то перерывы в прыжках, конечно, тянет в небо, но не для того, чтобы испытать адреналин, а просто полетать. Сейчас я больший кайф получаю от общения с пассажиром, потому что он питает своими эмоциями. Человек в полёте открывает мне душу, ведь я осуществил его мечту, тем более, если он боялся прыгать, то потом от него столько благодарности.

Павел планирует развивать тандем-направление в Вологде (Фото: Михаил Трапезников)

Павел планирует развивать тандем-направление в Вологде (Фото: Михаил Трапезников)

Какие у вас планы на будущее?Какие у вас планы на будущее?

- Сейчас я занимаюсь развитием тандемного направления в Вологде. Опыта у меня достаточно, потому как я работал на самой большой тандемной дропзоне России и мира. Теперь хотелось бы этот опыт перенести к нам сюда. Хотелось бы вырастить новое поколение тандем-инструкторов в Вологде. У нас пока пассажиры не капризные, а, например, в той же Москве их уже надо как-то удивлять, то есть они хотят больше высоту, больше посмотреть, чтобы сняли красивое видео. Нам тоже необходимо над этим работать, нужно выстроить целую систему, которая начинается с общения с пассажиром, а заканчивается после приземления. Прыжок - это целое искусство. Я не говорю, что у нас всё плохо, но работать есть над чем.