2018-03-12T12:33:58+03:00

Азбука СЖД от А до Я: Болонин Василий Иванович

В Вологде, в Завокзальном микрорайоне, есть улица Болонина – а вот знают ли вологжане, кем был Василий Болонин, за какие заслуги в городе увековечили его память?
Азбука СЖД от А до ЯАзбука СЖД от А до Я
Изменить размер текста:

В годы войны Северная железная дорога (управление которой находилось в Вологде) играла важнейшую роль в перевозке боеприпасов, вооружения и горючего для снабжения армии. В конце 1941 и в 1942 году она обслуживала около трети советско-германского фронта.

Когда фашисты отрезали Донбасс, на дороге начались перебои с углем для паровозов. Девять железных дорог, в том числе и Северную, пришлось перевести на дровяное отопление. Это потребовало переоборудования паровозов и приспособления всего деповского хозяйства к местным условиям. Дороги, в частности Северная, с переводом с угля на дрова значительно ухудшили работу. Погруженных на тендер 30 кубометров дров хватало на половину тягового плеча – участка пути, который должен был проехать машинист. Приходилось создавать промежуточные склады, а значит, задерживать поездные паровозы в пути. При этом никаких скидок на трудности организации снабжения паровозов дровами (а дрова к тому же были только сырые) машинистам не делалось. Они обязаны были обеспечивать движение поездов по графику с установленной скоростью.

Многие паровозные бригады, не имея опыта работы с дровяным отоплением, снизили скорость и вес поездов. Тогда-то среди передовых машинистов и возникла идея водить полновесные поезда на больших скоростях паровозами на дровяном топливе. Инициатором этого движения выступил машинист Василий Болонин. Он не только освоил отопление паровоза дровами, но и совершал скоростные рейсы с поездами повышенного веса, экономил за каждую поездку 12-15 кубометров дров. Так, опытный машинист вычислил, какой запас дров необходим для безостановочного движения состава. Расчеты показали, если тендерные борта нарастить на метр в высоту, сортировать поленья и правильно их укладывать, то дров должно хватить. Кроме того, он установил заглушку в тендерном водяном баке так, что его емкость стала больше. Василий Иванович составил таблицу, в какое время можно использовать те или иные дрова и какой влажности.

Василий Болонин с коллегами

Василий Болонин с коллегами

10 октября 1942 года бюро Вологодского обкома ВКП (б) приняло постановление о почине машиниста паровозного депо Вологда В.И. Болонина по экономии топлива. «В совершенстве освоив дровяное отопление и научив этому свою бригаду, - говорилось в постановлении, - тов. Болонин в течение трех месяцев сэкономил на паровозе 650 кубометров дров, его бригада экономит за каждую поездку по 8-10 кубометров. Это позволяет не останавливаться для набора топлива на промежуточных складах, улучшать оборот паровоза, ускорять продвижение поездов. Почин тов. Болонина для транспорта, для страны сейчас, накануне второй военной зимы, имеет огромное народнохозяйственное значение».

Опыт Болонина поддержали и широко распространили по сети. Повсюду – в паровозных депо, на путевых дистанциях, вагонных участках – появился в те дни красочный плакат с надписью: «Паровозники депо Вологда за 9 месяцев сэкономили 72775 кубометров дров. Это стоит 1538275 рублей. На эти деньги можно построить 5 паровозов или изготовить 16000 мин. Товарищ, экономь топливо, укрепляй оборонную мощь Родины».

Награждение Василия Болонина

Награждение Василия Болонина

В июле 1943 года график оборота был внедрен в большинство паровозных депо страны. На семнадцати железных дорогах по нему стали следовать от 50 до 70 процентов поездов, на пятнадцать – от 30 до 50. Это дало возможность поставить в запас около десяти процентов действовавших по всех территории железнодорожной сети паровозов, что превысило лучшие показатели довоенных лет. Время оборота паровозов снизилось на 1,8 часа, а среднесуточный пробег увеличился на двадцать километров. При этом были сэкономлены тысячи тонн топлива, а высвобожденные многие сотни квалифицированных работников переведены на другие участки. Одновременно резко улучшились показатели выполнения графика движения поездов.

Награждение Василия Болонина

Награждение Василия Болонина

За особые заслуги в деле существенного увеличения перевозок для фронта и народного хозяйства в трудных условиях Великой отечественной войны Василию Ивановичу Болонину в ноябре 1943 года в числе 127 железнодорожников страны было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В память о знаменитом машинисте в 1985 году улица Локомотивная в Вологде была переименована в улицу Болонина. А в 1995м у локомотивного депо на ул.Можайского на вечную стоянку установили паровоз СО-18-3100, на котором ездил прославленный железнодорожник.

Паровоз СО-18-3100, на которм работал Василий Болонин

Паровоз СО-18-3100, на которм работал Василий Болонин

Василий Иванович Болонин родился в 1901 году в Тотьме, в семье ремесленника. Позже семья переехала в Вологду. В 1916 году Василий поступил на работу в паровозное депо Вологда учеником слесаря. В 1919 году стал работать помощником машиниста, в 1926 году получил права машиниста.

Проработав четыре года, Болонин поступил в транспортно-экономический институт в Москве, но через два года заболел малярией и вернулся в Вологду, где работал в разных должностях, но снова возвращался к работе машиниста.

За годы работы Василий Иванович был награжден тремя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «Серп и молот», двумя знаками «Почетному железнодорожнику».

После войны работал на руководящих должностях — заместителя и начальника Вологодского отдела паровозного хозяйства. Неоднократно избирался избирался депутатом, в том числе Верховного Совета. В 1958 году уволился на пенсию.

Василий Болонин был женат, в семье было двое детей – сын Юрий, 1930 г.р. и дочь Людмила, 1937 г.р.

Умер Болонин 10 декабря 1964 года. Похоронен на Введенском кладбище.

Василий Иванович Болонин

Василий Иванович Болонин

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также