Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды2 ноября 2017 10:45

Алиса Хазанова: "Склонность к рефлексии у меня от мамы и папы"

В прокат выходит режиссерский дебют актрисы - фильм "Осколки"
Алиса Хазанова в редакции "Комсомольской правды"

Алиса Хазанова в редакции "Комсомольской правды"

Фото: Михаил ФРОЛОВ

В прокат выходит режиссерский дебют актрисы Алисы Хазановой "Осколки". Накануне она побывала на радио "Комсомольская правда" и рассказала нам о фильме, своем балетном прошлом, и о том, почему не стала бы участвовать в шоу "Точь-в-точь"

- Представим обычного человека, который собирается пойти в кино. Как бы вы убеждали его пойти именно на "Осколки"?

- Этот фильм идет всего 74 минуты! (Улыбается). Я каждый раз теряюсь, когда меня просят рассказать о моем фильме, да и рекламу придумывать мне тоже сложно. Мне кажется, весь смысл этого мероприятия - не в рассказах, а в том, чтобы человек сам посмотрел картину. Могу сказать, что это фильм отчасти о проблемах коммуникации между людьми - мне эта тема кажется актуальной. И, надеюсь, своего зрителя "Осколки" найдут. Это люди, которым не лень пойти в кино на фильм, который не дает ответы на вопросы, а наоборот, их ставит. Я сама в первую очередь люблю именно такое кино: атмосферное, вовлекающее зрителя в свою вселенную.

- Многие сравнивают его с классическим фильмом Алена Рене "В прошлом году в Мариенбаде".

- Когда мы начинали писать сценарий с моим соавтором Майклом Куписком - кстати, фильм снят на английском именно потому, что Майкл пишет на этом языке, - фильм Рене действительно был для нас отправной точкой. Нам обоим было страшно интересно рассуждать о его темах. Допустим, ты сидишь в баре или в ресторане, к тебе подсаживается абсолютно незнакомый человек и ласково напоминает, что у вас были близкие отношения год назад. Причем человек выглядит совершенно нормальным. И ты не понимаешь: это он хорошо маскирующийся сумасшедший, или ты постепенно сходишь с ума и теряешь свое прошлое? То ли это игры памяти, то ли параллельная реальность... Но на этом связь "Осколков" и фильма Алена Рене обрывается - "Осколки" построены по другим законам, это совсем иное кино.

- У вас безупречный английский.

- Еще в юности, в Большом театре я проходила за человека, который прекрасно говорит на английском: когда нужно было что-то перевести, посылали вперед меня. При том, что я - самоучка: практически не занималась языком с преподавателями. Только когда я приехала в Нью-Йорк, поняла, что язык далек от идеала. Ну что ж, это было стимулом, чтобы его довести до нужного уровня.

- У вас в фильме все завершается дракой двух девушек, это точка, в которой все сходится. Невольно вспоминается другой фильм, где вы снимались - "Пока ночь не разлучит" Бориса Хлебникова. Там тоже люди мирно сидели и разговаривали в ресторане, а заканчивалось все побоищем...

- Боря не только один из самых обаятельных режиссеров, но и один из самых обаятельных людей, которых я встречала, и для меня было большим удовольствием работать с ним. Я большая поклонница фильма "Аритмия". Но на уровне ресторана параллели можно и закончить - много фильмов снимается в ресторанах или в отелях, потому что это в принципе интересные места - туда приходит много людей, которые могут оказаться кем угодно. И творческая мысль начинает работать именно с этими пространствами. У меня действие разворачивается в отеле и в ресторане при отеле, и они - как один большой организм, коридоры гостиницы - как извилины мозга, по которым ходят мысли. Но я не навязываю это зрителю - просто хотелось создать атмосферу, которая вызывала бы у людей их собственные образы и ассоциации.

"УЖЕ НЕ ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ БОРЮСЬ С "ВИКИПЕДИЕЙ"

- В какой момент вы поняли, что хотите стать режиссером?

- У меня не было вспышки: вот пять минут назад я не хотелось быть режиссером, и вдруг захотелось! Просто накапливался жизненный опыт. Было не так уж много материала, с которым мне хотелось бы работать как актрисе, хотя актерскую профессию я очень люблю. И хотелось рассказать историю своими словами, как автору, и нести за это ответственность. И в какой-то момент я поняла, что готова.

- Вы профессиональная балерина...

- Я чувствую, мне до старости будут это припоминать! Хотя в моей жизни после балета уже столько всего произошло...

Октябрь 2017 года. Актриса, режиссер Алиса Хазанова на премьере фильма `Салют-7` режиссера Клима Шипенко.

Октябрь 2017 года. Актриса, режиссер Алиса Хазанова на премьере фильма `Салют-7` режиссера Клима Шипенко.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

- Потом вы учились на актрису в Нью-Йорке...

- А вы "Википедии" начитались, да? Мы с ней боремся не первый месяц, чтобы привести мою биографию в чувство. Все журналисты первым делом туда залезают, и читают написанное неизвестно кем, неизвестно когда. Второй месяц мы пытаемся отправить им нормальный текст, который они не могут подтвердить.

- При этом ощущение, что любой человек может туда залезть и написать, что Алиса Хазанова - фашистский шпион, и это так и будет там висеть.

- Ну, не знаю... Меня вообще смущает количество комментариев и ненужной информации, которая ежедневно появляется в интернете. Мало того, что там много неправды - там еще чудовищное количество мнений, все считают нужным высказаться по всем поводам, и это остается там навеки. Я, наверное, человек старой формации, для меня это странно.

Но я никогда не училась на актрису в Нью-Йорке. Я там занималась современным танцем, посещала школу Марты Грэм - мне было интересно постигнуть языки танца, которым в России тогда никто не учил. А актерскому мастерству я училась на съемочной площадке у Николая Хомерики - сначала был фильм "Вдвоем", потом - "977", потом - "Сказка про темноту". Оказалось, можно учиться прямо в процессе работы, и мне это понравилось, Коле я очень благодарна.

- И все же: как вы попали в Нью-Йорк в начале 90-х?

- Просто взяла академический отпуск в Большом театре и уехала. А в Большой я попала из балетного училища. Это вообще для всех студентов вершина счастья, самое прекрасное, что можно придумать - после получения диплома попасть в Большой. Никаких других устремлений у нас просто не было. Несмотря на мой интерес к другим стилям танца, в голове была заложена четкая программа: мечтаю попасть в Большой театр. И мне посчастливилось, меня взяли. Но в какой-то момент мне стало недостаточно поля для развития себя как творческой личности. Большой - это здорово, но это огромная машина, а ты в ней - винтик. И мне стало некомфортно чувствовать себя винтиком. Наверное, все, что я делала потом - подтверждение тому, что я не хочу чувствовать себя винтиком в системе.

"ЛЮДИ ДУМАЮТ, ЧТО БАЛЕТ - ЭТО БИТОЕ СТЕКЛО В ПУАНТАХ"

- Существует столько фильмов о балете - хоть "Большой" Тодоровского, хоть "Черный лебедь" Аронофски...

- Любой человек, который профессионально занимается балетом, видит, сколько в этих фильмах стереотипов. Это выглядит очень наивно. Хотя, понятно, то, что там показывают - именно то, чего зрители ждут от режиссера. Люди все время читают про то, как балерины якобы подсыпают друг другу толченое стекло в пуанты - вот и в фильмах в результате сплошное толченое стекло. А на самом деле балет - это не столько борьба с окружающими, сколько постоянная борьба с самим собой. Как только ты останавливаешься, моментально откатываешься назад. Самая большая сложность - постоянно идти вперед. Ну, а дальше многое зависит от удачи: балетные артисты, как и все артисты - очень зависимые люди.

"Большой" я пока не видела, а вот сценарий "Черного лебедя" Аронофски мне даже присылал. Он приезжал в Москву, была какая-то творческая встреча, я там разговаривала с ним, он узнал, что я работала в балете и начал меня расспрашивать про битое стекло в пуантах. Я объяснила ему свою точку зрения, он заинтересовался, прислал сценарий... Но в результате там сыграла Натали Портман, это прекрасная работа, и проводить какие-то параллели неправильно.

Алиса и Геннадий Хазановы на церемонии открытия ММКФ, 2013 год.

Алиса и Геннадий Хазановы на церемонии открытия ММКФ, 2013 год.

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

- Ну и, наконец, вы стали актрисой.

- У меня случилась травма ноги, я поняла, что танцевать, как раньше, уже не получится. Видимо, это был какой-то пинок со стороны судьбы, намек, что надо идти в другую сторону. И травма случилась именно в тот момент, когда я начала задумываться - правильно ли я проживаю свою творческую жизнь. Обычно в таких ситуациях судьба и подкидывает тебе маленькие знаки.

Мне и педагоги в училище всегда говорили: "Ты - актриса!" Мне никогда не было достаточно техники, я искала внутренний смысл даже в кордебалетных партиях, не говоря уж о сольных. Но это безумно сложно - вырасти в одной системе координат и свыкаться с другой. Мне было тяжело набраться смелости и сказать себе: "Я хочу быть актрисой!" Я человек рефлексирующий, это, видимо, наследственное - и долго сомневалась. А потом решила, что лучше попробовать, чем прожить всю жизнь в сожалениях о том, что не попробовала. И именно в это момент вдруг оказалась рядом с режиссерами, которые мне помогли: сначала с Колей Хомерики, потом с Николаем Досталем, у которого сыграла в "Завещании Ленина".

"ХОРОШЕГО МАТЕРИАЛА МНОГО НЕ БЫВАЕТ"

- Вы сказали, что рефлексия у вас - это наследственное; это от папы? И кстати, что ваш папа, Геннадий Хазанов, сам знаменитый артист, сказал, когда узнал о вашем решении сменить профессию?

- Рефлексия - это и от папы, и от мамы, тут я не стала бы их разделять... У нас в семье присутствует уважение к решениям каждого. Я думаю, родители за меня переживали, но в итоге все получилось. Папа меня поддерживает, я его тоже.

- А по молодости родители вас поддерживали? "Да, дочка, ты права, танцуй!" Или нет: "Балет - это мучительная вещь, зачем тебе туда?"

- Ну, давайте не будем задвигать балет только в мучительные профессии! Это профессия очень счастливая, это потрясающе - когда ты выходишь на сцену и создаешь образ, полностью владея своими телом и эмоциями... И пресловутые бесконечные упражнения у станка кажутся странными и мучительными только тем, для кого это не призвание и не образ жизни. А что до поддержки - конечно, родители меня поддерживали, как могли. Но в искусстве и творчестве важно только то, что приходит изнутри, а не по чьему-то совету.

- Какую книгу вам хотелось бы экранизировать?

- О, интересно. Никогда об этом не думала. Как режиссеру, мне хочется делать себе какие-то вызовы, пытаться переложить на киноязык что-то, что с трудом поддается переложению. Например, у Вирджинии Вулф есть книга "Волны", построенная на отрывках-монологах; там шесть героев, которых мы видим с детства и которые постепенно превращаются во взрослых людей, и все это переплетается с фазами дня, от рассвета до заката. И герои незаметно становятся одним целым, одним потоком сознания. При этом ты читаешь вроде бы про других людей, а потом понимаешь, что читаешь про себя. Вот такой вызов мне хотелось бы принять когда-нибудь в будущем... А сейчас мы с Ромой Волобуевым работаем над сценарием, действие которого разворачивается в России, и история в котором гораздо более линейная, традиционная, чем в "Осколках".

- А как актрисе вам приходит много предложений?

- Хорошего материала много не бывает.У нас к тому же и индустрия не такая огромная. От каких-то сценариев я отказываюсь, и я в этом не одинока. Есть поток производства, существующий по определенным экономическим причинам, в который не всегда хочется вливаться: вдруг возникнет ощущение, что ты плюнула в вечность?

- Какую роль вы ни за что не станете играть?

- Такой нет. Я не могу сказать, ни какую роль я хочу играть, ни какая роль мне противна. Это неправильная точка отсчета. Все зависит от сценария, который присылают и от людей, которые будут это снимать.

- Вы в последнее время выступили еще и как певица.

- У меня был спектакль "Сияние", где я пела 11 песен Егора Летова и одну песню Янки Дягилевой, ставил его Филипп Григорян, аранжировку музыки делал Игорь Вдовин. Когда мне предложили в нем участвовать, у меня сначала был шок, а потом я поняла: да, хочу это делать. И оказалось, что у Егора Летова очень современные тексты, как поэт он очень актуален. Я не могу сказать, что я певица, но эти тексты именно таким образом лучше доходят до людей: когда начинаешь просто их произносить, исчезает какая-то магия.

- Что бы вы еще спели, кроме Летова и Дягилевой?

- Да много чего! Я вообще в караоке люблю ходить. И пою там Далиду, Paroles.

- Широкая публика вас узнала, конечно, не по фильмам Хомерики, а по сериалу "Краткий курс счастливой жизни". В каком виде сегодня вы можете себя представить на Первом канале? Может, в передаче "Точь- в-точь", где один из судей - ваш папа?

- Папе шоуменство гораздо ближе, чем мне, я себя в этой системе координат не очень представляю. Петь и изображать кого-то в передаче "Точь-в-точь"? Нет, не думаю. Есть масса людей, для которых это более органично. Я не стремлюсь заполнить все ниши, и специально искать массовой аудитории тоже не хочу. Вот если Гай Германика снова решит снять сериал для Первого канала, я с удовольствием у нее снимусь: она удивительно чувствует кадр, у нее потрясающее чувство кинематографа, она делает очень точные замечания. Это природный талант.

Я каждый раз знаю, когда "Кракий курс" повторяют по какому-нибудь каналу: меня моментально начинают узнавать на улицах, при том что я - не очень медийная актриса! Конечно, меня иногда с кем-то путают, подходят и говорят, практически как в "Осколках": "Здравствуйте, мы с вами знакомы!" И я отвечаю: "Да, конечно". Что делать, все это игры человеческой памяти, все это входит в ужасы войны.