Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество18 октября 2017 13:20

Польша - постосоциалистический оазис в высыхающей пустыне мирового капитализма

Страна испокон веков обладает своеобразной, мягко говоря, неоднозначной позицией на мировой арене
Комфортные условия работы сделали Польшу крупнейшим экспортёром яблок в мире

Комфортные условия работы сделали Польшу крупнейшим экспортёром яблок в мире

Фото: EAST NEWS

Наряду с ведущими хедлайнерами информационной повестки в мировом масштабе, такими как США, Украина, Россия, ЕС, неожиданно эфир стала заполнять Польша, которая все чаще присутствует с тем или иным провокационным поводом. То намекнут на неслучайность взрыва на самолёте Качиньского, то обвинят российских диспетчеров в провокации той же катастрофы, то поднимут панику из-за совместных с Беларусью военных учений (при том, что по территории Польши разъезжают американские военные в паре десятков километров от российской границы), при этом и Запад нет нет да и подразнят каким-нибудь фортелем вроде закупки угля на Донбассе в обход Украины. Недавно удивили и сугубо внутренней, но от этого не менее интересной новостью: заявили о снижении пенсионного возраста – больном вопросе всех взрослых людей в России.

Польша испокон веков обладает своеобразной, мягко говоря, неоднозначной позицией на мировой арене. Заслуги, успехи и неудачи Германии, Франции, Австрии, например, вполне ясны и понятны. А что Польша? Она всегда была словно местом концентрации для «великих (и не очень) комбинаторов». Именно в Польше начал своё становление Лжедмитрий I. А уж какими эпитетами награждали мировые лидеры эту страну за то, что она каждый раз, переобуваясь на ходу, меняет политическую ориентацию.

Ленину часто приписывают слова о том, что «Польша – политическая проститутка». Потом было много споров, что мол вождь революции так не высказывался, но, как известно, дыма без огня не бывает. Уинстон Черчилль так и вовсе обозвал Польшу «гиеной Европы», мол это подленькая страна, урывками подбирающая крохи с большого европейского стола. И это определение даже находит себе подтверждение. Польша, поднявшись экономически не без помощи Европы, в последнее время больше ориентируется на Америку, представляя их интересы в регионе. Они готовы публично требовать присутствие двух американских дивизий на границе с Россией, покупать партию ракетных комплексов Patriot за 7,5 млрд долларов, а взамен рассчитывают получить хорошую скидку на закупку американского сжиженного газа и стать главным европейским хабом по приёму СПГ. И всё это прекрасно уживается с закупками донбасского угля. Казалось бы, чего ждать от государства с такой сомнительной репутацией и «пониженной социальной ответственностью»?

И, пока всем кажется, что Польша, по-прежнему, всё та же «гиена Европы» (уже и не только Европы), пытающаяся лаять на Россию и вертеться ужом вокруг США, пока в западной Европе ходят стереотипы о том, что Польша – дремучая страна, способная лишь поставлять гастарбайтеров, с развитой преступностью, куда уходят все угнанные машины, произошли серьёзные перемены. Польша сейчас только для приличия делает вид, что сидит на поводке у своих хозяев. Но страна уже вполне самодостаточна и способна отстаивать собственные интересы. От вхождения в зону евро отказались, сохранив свой злотый, беженцев принимать отказались, сославшись на поток мигрантов из Украины. И это только начало. И положено оно, прежде всего, за счёт верного подхода к экономическому развитию.

Яркое тому подтверждение - то, что правительство Польши отменило программу повышения пенсионного возраста до 67 лет для обоих полов, снизив планку до 65 лет для мужчин и до 60 лет для женщин. Незначительное, на первый взгляд, решение может перевернуть понимание страны на современном этапе развития с ног на голову. Весь развитый мир идёт по пути повышения пенсионного возраста: экономика не растёт теми темпами, которые могли бы обеспечить возрастающие запросы пенсионеров, рождаемость падает, население стареет... Польше придётся потратить на пенсионное обеспечение по новым правилам дополнительно 2,3 млрд евро в 2018 году, а к 2020 дополнительные расходы вырастут до 4,6 млрд евро, это боле 265 млрд рублей. Весь дефицит ПФР у нас меньше. Для того, чтобы снизить пенсионный возраст, нужно либо перейти на путь социалистического развития, заодно национализировав всю промышленность, сельское хозяйство и прочие сферы реального сектора экономики, либо быть очень уверенным в перспективах развития экономики. В советское прошлое Польша возвращаться не стремится, наоборот, старается дистанцироваться от него, значит, остаётся только второй вариант.

Пока та же Германия, к примеру, со своей мощнейшей промышленностью сидит с ростом порядка 2% в год, ВВП Польши в 2017 должен вырасти на 3,9%, а в 2018 году на 4,1%. Да это же одни из лучших показателей в Европе! Стабильное развитие привело к тому, что Польша даже смогла позволить себе отказаться от кредита МВФ на 9,2 млрд евро. Он им больше не нужен, страна и так исполняет бюджет с рекордным профицитом в 4,9 млрд злотых (1,36 млрд долларов).

Успех Польши обусловлен не фактом присоединения к ЕС, а тем, что они реально смогли провести серьёзные реформы в стране. Более того, вступление Польши в ЕС грозило убить сельское хозяйство страны, в котором была занята пятая часть населения, как убила евроинтеграция сельское хозяйство Болгарии (там 80% овощей привозные) и рыбный промысел Литвы. Хорошо, что польские аграрии в первый же год интеграции получили от Брюсселя 1,5 млрд евро, но другим ведь «новым европейцам» аналогичные меры не помогли.

А решила все проблемы просто активная работа правительства, направленная на защиту интересов предпринимателей. Каждый законопроект Европарламента до одобрения проходил тщательную экспертизу на соответствие польским национальным интересам. В доктрине польской внешней политики зафиксировано, что важнее всего интересы жителей их страны, а не некие общие ценности. Это может выливаться в некоторые странные и нелепые высокомерные публичные заявления, но благосостояние поляков постепенно растёт.

Комфортные условия работы сделали Польшу крупнейшим экспортёром яблок в мире, даже Китай экспортирует меньше. С экспортом других продуктов дела обстоят тоже обнадеживающе. Были созданы и продолжат умножаться бесплатные консультационные центры для предпринимателей, развит институт фондов кредитных гарантий, упрощающий получение заёмных средств, а Фонд малых и средних предприятий помогает привлекать в бизнес не только деньги государства, но и со всего ЕС. Эти меры положительно сказались на развитии малого и среднего предпринимательства – основе любого успешного государства. Даже ответные санкции России и запрет на поставки яблок не обрушил польскую экономику. Экспорт яблок наладился уже в 2015 году благодаря выходу на новые рынки, а экспорт продовольствия в Польше в целом вырос на 8%. Можно сказать, что ответные санкции России только помогли польским фермерам выйти на европейский рынок. Правительство не просило «держаться», а пролоббировало интересы своих аграриев и пробило окно в Европу.

Но не яблоками едиными кормится Польша. К середине первой декады 2000-х страна состояла из регионов, сильно разнящихся по уровню своего развития. Особенно отставали восточные. В 2004 году в Люблинском воеводстве ВРП на душу населения составлял 16,7 тыс. злотых, это лишь 69,4% от среднего значения по стране, в Подкарпатском воеводстве ВРП на душу составлял 69,8% от среднего, а в целом по макрорегиону Восточная Польша 17,4 тыс. злотых или 72% от среднего ВРП на душу по стране. Польское правительство выделило основные направления (развитие старых городов, мест активного отдыха и транспортной инфраструктуры и экотуризма) и направило все усилия на них. Тогда же была создана Польская туристическая организация и начал осуществляться жёсткий контроль за качеством оказания услуг. В итоге только в 2016 году рост турпотока в Польшу вырос на 11,8%, страна входит в число европейских лидеров. По числу приезжающих туристов в год Польшу можно сравнить с Грецией, а ведь у поляков нет тёплого моря.

Помогло развитию туризма и грамотное распределение ресурсов в рамках подготовки к Евро-2012. На подготовку было выделены немалые 22,9 млрд евро. Вот только на строительство и реконструкцию спортивных объектов ушло порядка 5% от этой стоимости. Всё остальное – это развитие инфраструктуры. В Польше перестраивали дороги, реконструировали старые и строили новые аэропорты по всей стране, вкладывались в развитие туристических центров. Футбольный чемпионат был лишь поводом для кардинального обновления туристической и транспортной инфраструктуры. В рамках подготовки к чемпионату появилось 3 современных магистрали, пересекающих всю страну.

У нас же наоборот развитие инфраструктуры на словах и бумагах является поводом для вбухивания многих миллиардов рублей в небольшое количество объектов с плохо контролируемыми расходами. Тот же стадион в Калининграде, возведённый на неустойчивой почве, по стоимости сравним с полной реконструкцией центрального варшавского стадиона, во время дождя туристам приходится скакать по палетам, чтобы попасть в подтопленный аэропорт (и придётся скакать дальше, козырька у входа не будет), а качество дорог с нашей стороны российско-польской границы разительно отличается от такового с другой стороны. К сожалению, у нас изначально заложен перекос в сторону стадионов. На них уйдёт 28,2% всех средств, выделенных на подготовку к ЧМ-2018. А прочая инфраструктура, которая могла бы работать и после чемпионата, второстепенна.

О комфорте приезжих гостей позаботились – можно подумать и о коренных жителях. И чтобы избежать проблемы западной Европы – низкой рождаемости (с которой Польша тоже столкнулась, по сравнению с довоенным временем рождаемость упала более, чем в два раза), польское правительство не стесняется раздавать пособия. На второго и каждого последующего ребёнка полагается пособие в 500 злотых в месяц (порядка 125 долларов). С такой бы поддержкой у нас кривая рождаемости кардинально бы изменила своё направление. К сожалению, материнский капитал у нас нельзя использовать сразу на текущие нужды ребёнка. А именно в этом нуждаются многие молодые семьи. Более того, в программе «Семья 500+» могут участвовать граждане и других стран, не входящих в ЕС. Они точно также могут получать 500 злотых на детей, если живут и работают в Польше. Так они привлекают молодую квалифицированную рабочую силу, которая будет обеспечивать дальнейший рост (новые люди могут не только производить, но и потреблять товары) и стабильные пенсии старшему поколению. Этому способствует и продуманная трёхступенчатая система пенсионного обеспечения, предусматривающая налоговые льготы для добровольных накоплений.

Вообще в Польше делают много для привлечения квалифицированных специалистов. С одной стороны, у них есть возможность получить «Карту поляка» (выдано уже более 200 тыс. таких карт), позволяющую въезжать в страну, работать там, пользоваться медициной, получать льготы. Её можно оформить, если есть польские корни и знание польской истории и языка. Но если есть желание открыть бизнес в Польше, а бизнес-план достаточно интересный, то есть возможность получить «Карту поляка» по упрощённой схеме. И вот с ней уже можно будет становиться резидентом различных бизнес-инкубаторов и получать налоговые льготы. Активно ведётся привлечение высококвалифицированных специалистов в перспективные отрасли. Естественно, первому встречному польское гражданство не дают, иначе бы нелегальные мигранты и беженцы заполонили бы и Польшу. Но, например, специалист по авиационной промышленности из России или Украины (а на неё сейчас делают ставки) может получить вид на жительство по упрощённой процедуре и устроиться на работу по специальности. И для многих это весьма заманчивое предложение, поскольку средняя зарплата в Польше с учётом налогов приближается к 70 тыс. рублей.

Много сил было брошено на развитие транспортной инфраструктуры, поддержку предпринимательства и социальное обеспечение. По отдельности эти столпы значат немного, но вместе могут в кратчайшие сроки аутсайдеров превратить в полноправных членов мирового сообщества с правом выбора. А там и до права принятия решений не далеко.

Мы сейчас гордимся своей принципиальностью и стойкостью, иронизируя над постоянной сменой политической ориентации и упражняемся в ехидстве по поводу эпитетов и ярлыков, злорадствуем по поводу введённых со стороны России ответных санкций (на самом деле даже при ответных санкциях экспорт продовольствия из Польши растёт), но, похоже, в это время Польша из страны «с пониженной социальной ответственностью» превращается в хорошую хозяйку. Своей экономики и благосостояния своего народа, во всяком случае. Конечно, до богатейших Монако и Люксембурга ещё далеко, но нет сомнений, что уже в обозримом будущем Польша сможет потеснить Норвегию или Швецию в рейтинге стран по уровню социального развития. Такой постсоциалистический оазис в высыхающей кризисной почти пустыне мирового капитализма.

И, безусловно, политические амбиции не обойдут стороной. Польша давно уже не хочет иметь ничего общего с нами, но она не одинока. Украину совсем недавно проморгали, Болгария в ЕС, Черногория в НАТО, Сербия колеблется, даже Беларусь не скрывает своих взглядов в сторону запада. Польское правительство и не скрывает, что стремится стать гегемоном в восточноевропейском регионе при помощи США и за счёт Украины и Беларуси. Они почти в открытую декларируют стремление возродить величие Речи Посполитой повторением антироссийского проекта «Междуморье» начала прошлого века. Объединение стран от Прибалтики до Чёрного моря во главе с Польшей должно стать забором между Европой и Россией. И тогда Польша получит контроль и над энергетическими потоками, став чуть ли не эксклюзивным дистрибьютором газа. Прибавим сюда авторитаризм и сосредоточение власти в руках президента Дуда, что обеспечивает вполне устойчивую стабильность политической системы Польши. И все условия для лидерства в восточноевропейском регионе складываются в единый пазл для страны, которую ещё несколько лет назад не вспоминали без ухмылки.

Можно, конечно, сколько угодно ехидничать, и ждать пока у соседа корова сдохнет, но куда эффективнее было бы становиться объединяющим центром не с помощью угроз, а за счёт реальной экономической силы.