Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Наука17 августа 2017 11:30

Смартфоны вгоняют людей в номофобию

Душевные, а иной раз и физические страдания испытывают владельцы гаджетов, лишенные своих «любимцев» даже временно [видео]
Ужас охватывает пользователей разряженного смартфона, не имеющих доступа к розетке.

Ужас охватывает пользователей разряженного смартфона, не имеющих доступа к розетке.

Без тебя, любимый мой, лететь с одним крылом

Смартфон — друг человека. Особенно из числа нынешних и наиболее продвинутых. И общаться позволяет, и открывает доступ к разнообразной информации, которой можно еще и обмениваться с окружающими. В том числе и в социальных сетях.

Люди хранят в смартфонах и собственные, как правило, приятные воспоминания в виде фото и видео, которые сделаны опять же с помощью «мобильников», и аналогичные весточки от знакомых и близких.

Бесчисленные игры и приложения, «забитые» в память, не дают скучать на досуге, помогают ориентировать на местности и в жизни. А подключение к интернету открывает возможность где угодно пользоваться разными on-line услугами. Все это крайне удобно — настолько, что большинство владельцев смартфонов уже не представляют себе жизнь без них. Из рук не выпускают. Считают неотъемлемой частью самих себя — эдаким цифровым продолжением. Бояться лишиться этого продолжения хотя бы на короткое время. Могут запаниковать и даже впасть в истерику, если по какой-то причине происходит нечто подобное.

Номофобия — так называют психологи то нервное и тревожное состояние, которое сопровождает людей, излишне привязанных к смартфонам. Термин происходит от английского "no mobile-phone phobia". Появился примерно 10 лет назад, когда медики всерьез заговорили о том, что компьютерная зависимость, да и телефонная — как ее разновидность, сродни наркотической. Грозит «ломками» и психическими расстройствами.

Ерзаем и чешемся

Ныне — благодаря смартфонам - ситуация лишь усугубилась: номофобия стала более массовой и зловредной. Это подтвердили исследования, которые провели ученые из Гонг-Конга (City University of Hong Kong) и Южной Кореи (Department of Interaction Science, Sungkyunkwan University, Seoul, Republic of Korea) под руководством доктора Ким Ки Джуна (Dr Kim Ki Joon). Свои выводы они изложили в статье под названием Understanding Nomophobia: Structural Equation Modeling and Semantic Network Analysis of Smartphone Separation Anxiety, которую опубликовали в журнале Cyberpsychology, Behavior and Social Networking.

С "любимцами" не расстаются ночами.

С "любимцами" не расстаются ночами.

Как уверяет Ки Джун, источник номофобии — болезненная привязанность к своему смартфону. Конкретно — к информации, которая в нем аккумулирована.

- Людей, лишенных смартфонов, почти не волнует то, что они не смогут позвонить близким или вызвать экстренные службы, - говорит ученый, - номофобы в первую страшатся того, что потеряют доступ к личным и справочным данным.

В экспериментах ученые легко выявляли зависимых - страдающие от номофобии избыточно часто употребляли местоимения «я», «мне», «меня» и слова, которые ассоциировались с воспоминаниями.

Из 300 добровольцев-студентов, принявших участие в исследовании, номофобами оказались примерно треть. В схожих экспериментах, которые несколько лет назад проводили британские коллеги корейцев, доля номофобов не превышала четверти.

Номофобы заходят в соцсети из любых мест - даже из отхожих.

Номофобы заходят в соцсети из любых мест - даже из отхожих.

По данным венгерских ученых (Hungarian Academy of Sciences and Eotvos Lorand University in Budapest), которые тоже изучили сотни номофобов в возрасте от 18 до 26 лет, разлука со смартфоном вызывает даже физическую боль в суставах и усиленное сердцебиение характерное для синдрома посттравматического нервного расстройства. Три четверти номофобов при этом ерзают и почесываются.

На вахте круглосуточно

Номофобы никогда не выключают смартфоны — не могут физически. При любой возможности заряжают их до 100 процентов, постоянно проверяют, берут с собой даже в ванную или в туалет.

Номофобы легко откладывают работу или учебу ради общения со смартфоном. А некоторые вообще не отвлекаются от смартфонов ради работы или учебы.

Недуг прогрессирует поскольку общение со смартфонами уходит во все более привлекательную для людей сферу - интимную и персонализированную, а сами при этом становятся функциональнее.

Длс страдающих номофобией отключение мобильника равносильно потери части тела.

Длс страдающих номофобией отключение мобильника равносильно потери части тела.

Бывает однако, что несчастные, страдающие номофобией, понимают: надо как-то освобождаться от столь пагубной зависимости, которая заметно снижает качество жизни, отвлекая от реального мира и насущных дел. Психологи рекомендуют им больше бывать на воздухе и делать нечто такое, что занимает две руки сразу, Например, рубить дрова. Предлагают, пользуясь остатками силы воли, выключать на время смартфоны, увеличивая день ото дня периоды разлуки с ними. Могут помочь сеансами внушения и гипноза. Словом, лечение мало чем отличается от терапии, разработанной для наркоманов.

Лекарств от номофобии нет.

ТЕСТ

А вы часом не номофоб(ка)?

Оцените каждое из приведенных ниже 20 утверждений в баллах от 1 до 7. Ставьте меньший балл, если не согласны с утверждением, больший — если оно кажется вам абсолютно правильным.

Категорически не согласны — 1 балл, полностью согласны — 7 баллов. Сомневаетесь в оценке — выберете нечто среднее.

Проверьте себя на всякий случай.

Проверьте себя на всякий случай.

И мой смартфон со мною:

1. Я буду чувствовать себя неуютно без постоянного доступа к информации, которую получаю посредством смартфона.

2. Буду раздражен, если не смогу посредством смартфона получить желаемую информацию.

3. Если не смогу получить доступ к новостям (прогнозу погоды, расписанию поездов...), то стану сильно нервничать.

4. Буду крайне раздражен, если не смогу воспользоваться всеми возможностями, обычно предоставляемыми смартфоном.

5. Испугаюсь, увидев, что батарея смартфона разряжена.

6. Запаникую, узнав, что на телефоне кончились деньги.

7. Потеряв связь или доступ к Wi-Fi, буду постоянно проверять, не появились ли они.

8. Боюсь, что без смартфона нарвусь на какие-нибудь неприятности.

9. Если не смогу проверить смартфон какое-то время, начну испытывать непреодолимой желание сделать это.

Если останусь без смартфона:

10. Буду беспокоиться, потому что не смогу постоянно общаться с семьей и друзьями.

11. Буду переживать, что близки и друзья не могут до меня дозвониться.

12. Буду нервничать из за того, что не смогу получать сообщения и звонки.

13. Буду беспокоиться, как там семья, не имея возможности с ней связаться.

14. Буду нервничать, не зная, звонит ли мне кто-нибудь или нет.

15. Буду беспокоиться из-за того, что мое общение с семьей и другими постоянными «контактерами» прервалось.

16. Буду нервничать, оказавшись отсоединенным от самого себя в on-line.

17. Расстроюсь, не имея возможности постить в соцсетях.

18. Буду переживать, не имея возможности проверять уведомления.

19. С ума сойду, если не проверю свою почту.

20. Растеряюсь, не зная как поступить.

Суммируйте выставленные балы:

От 20 до 60 — номофобия в легкой форме

60-100 — недуг средней тяжести

100+ - ваша номофобия набрала страшную силу. Срочно — в глушь на лечение.

КСТАТИ

Где звенит?

Номофобия пополнила число психических феноменов, сопутствующих мобильной связи. Выявлен, например, такой: где-то раздается звонок, и большинство людей поблизости хватаются за свои мобильники. В тяжелых случаях возникают глюки - звонки слышат, находясь на концерте или сидя за рулем. Или на рыбалке в каком-нибудь медвежьем углу. Хотя на самом деле никто не звонит.

Номофобия принимает массовый характер.

Номофобия принимает массовый характер.

Свои сюрпризы преподносит вибрация. Ее начинают ощущать люди, носящие телефоны близко к телу. Кажется, что мобильник жужжит. А это, оказывается, почудилось. Бывает, даже сменят люди место расположения телефона, а все равно ощущают вибрацию там, где он раньше лежал. Подобные галлюцинации самые массовые. Распространены почти как номофобия.

О физическом влиянии мобильников на людей читайте Смартфоны гнут нам шеи.