Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Звезды7 августа 2017 22:00

Дастин Хоффман: "Никогда не думал, что из меня получится настолько некрасивая женщина!"

Исполнилось 80 лет одному из самых виртуозных американских актеров
Голливудскому актеру Дастину Хоффману исполняется 80 лет.

Голливудскому актеру Дастину Хоффману исполняется 80 лет.

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Сегодня никто уже не вспомнит актера, певца и танцовщика Дастина Фарнума. Сто лет назад он считался большой кинозвездой, снимался в десятках немых приключенческих фильмов и вестернов, и умер в 1929-м, когда звук только-только пришел в кино. Впрочем, к 1937 году память о нем еще была жива - и именно в его честь Гарри Хоффман, декоратор на Columbia Pictures, назвал своего сына. Который, стоило ему вырасти, тоже захотел стать актером - и стал, несмотря на внешность (как съязвил автор иллюстрированного журнала Life, "Если бы лицо Дастина Хоффмана было единственным его достоянием, он был бы обречен на жизнь в нищете").

"КУРСЫ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА - ЛУЧШЕЕ МЕСТО, ЧТОБЫ НАЙТИ ПОДРУЖКУ!"

С юности Хоффман страдал от маленького роста и собственной непривлекательности. Даже члены семьи ему говорили: "Артист должен быть красивым, а ты..." А уж одноклассники издевались над коротышкой Дастином вовсю, прозвав его Дастбином (что по-английски значит "мусорный ящик"). Особые переживания Хоффман испытывал из-за своего большого носа ("Я весь был нос!") Его спасало то, что на переменах он смешил одноклассников, разыгрывая перед ними разные сценки; школьники со смесью восхищения и презрения говорили "Ну и клоун".

Отец мечтал, чтобы Дастин стал пианистом, и он много лет прилежно занимался музыкой, собираясь посвятить себя джазу. А потом однажды в юности осознал, что у него недостаточно хороший слух. Год он учился на врача, но и тут особой одаренности не проявил. А вот занятия по актерскому мастерству ему ужасно понравились: "Это единственное, на чем я мог по-настоящему сконцентрироваться!"

Он подружился с Джином Хэкменом и Робертом Дюваллем (тоже в будущем знаменитыми актерами и лауреатами "Оскара"). Переехал из родной Калифорнии в Нью-Йорк, там жил в одной квартирке с ними. Хоффман мечтал о ролях в театре, но поначалу их не было, и приходилось работать кем попало: то перепечатывать рукописи, то рекламировать игрушки в магазине. Однажды он устроился санитаром в психиатрическую лечебницу. Одни биографы сообщают, что периодически Хоффмана охватывало отчаяние - он мало чего мог добиться в театре. Другие пишут, что молодость его все-таки не была унылой: у него было много знакомых, они с Дюваллем и Хэкменом устраивали вечеринки, на которые собирались толпы других начинающих актеров, пили кьянти, ели спагетти и пиццу, приготовленную женой Хэкмена, итальянкой по происхождению...

Актер в кинофильме "Выпускник" 1967 года.

Актер в кинофильме "Выпускник" 1967 года.

Фото: EAST NEWS

Конечно, юного Хоффмана безумно волновали девушки ("Мы были помешаны на сексе!" - вспоминал он в беседе с журналистом Vanity Fair). Вскоре он обнаружил, что занятия по актерскому мастерству - прекрасный способ обзаводиться подружками. Он специально выбирал те занятия, которые посещали женщины, и потом рассказывал о своих незабываемых впечатлениях: "Она подходит и говорит: "Привет!" - как будто ты никогда на нее не глазел и не представлял себя с ней в постели на протяжении шести месяцев. А она говорит: "Я хотела бы поработать с тобой над одной сценой", и вау, она выбирает любовную сцену, и вы репетируете, и ты думаешь: "Да!"

Правда, кое-что портил Роберт Дювалль. Когда Хоффману удавалось привести девушку домой, и наутро они вместе принимали душ, подлец любил ворваться в ванную комнату и заорать: "Привет, я Бобби Дюваль. Я снимаю вместе с ним комнату. Я - актер. А ты что здесь делаешь?"

В те годы Хоффман встретил и свою будущую жену. В 1963-м приятель, оперный тенор Морис Стерн, познакомил его с 19-летней балериной Энн Берн. Просто пригласил ее в клуб, где Хоффман чисто для себя играл на пианино. Он был не один, но в какой-то момент его подружка ушла в дамскую комнату, а Стерн отвлекся на телефонный звонок. Хоффман и Берн остались вдвоем, после паузы он спросил ее: "Так, значит, ты танцовщица?" Она кивнула и ответила: "А ты, стало быть, актер?"

"Мое сердце колотилось: она была девушкой моей мечты и она была недосягаема" - вспоминал Хоффман. Но тем не менее, он поспорил с Дюваллем на сто долларов, что женится на ней. И женился - правда, только шесть лет спустя. Деньги Дювалль ему так и не отдал.

"КАЗАЛОСЬ, ЧТО В ЭТОМ МУРЗИКЕ ВСЕГО МЕТР РОСТА"

Прорывом для Дастина Хоффмана стал фильм "Выпускник", комедия о робком девственнике, которого успешно соблазняет опытная женщина бальзаковского возраста - а он в результате влюбляется в ее дочь. Режиссер Майк Николс сначала думал позвать на эту роль красавца вроде Уоррена Битти или Роберта Редфорда, но быстро понял: что-то идет не так. "Тебе вообще когда-нибудь отказывала девушка?" - спросил он на пробах у Редфорда. - "Ты о чем?" - искренне удивился он. - "Да вот о том" - вздохнул Николс и отказался утверждать актера.

А никому не известный Хоффман, которому было уже под 30 (герою было 22) вписался в роль идеально. Николс увидел его на сцене и решил попробовать с мыслью "Чем черт не шутит". Пробы прошли катастрофически. Продюсер картины, заметив Хоффмана на площадке, искренне принял его за курьера. Увидев партнершу, красавицу Катарину Росс, Хоффман запаниковал, подумав "Да такая никогда ко мне подойдет, даже если я проживу миллион лет!" Росс полностью разделяла его чувства - позже она сказала, что ей казалось, будто в партнере всего метр роста и весь он "какой-то замурзанный". Но эта робкость и неуклюжесть Николсу как раз и были нужны. Он принял решение отдать роль Хоффману, что потребовало, как замечал впоследствии актер, "потрясающей отваги".

Дастин Хоффман в 1971 году.

Дастин Хоффман в 1971 году.

Фото: EAST NEWS

И это был тот самый случай, когда актер после премьеры проснулся знаменитым. "Выпускник" собрал в прокате огромные деньги - если пересчитать сумму с учетом инфляции, более 750 миллионов долларов в одних только США. Как это расценивать, критики и продюсеры не знали. К Хоффману, получившему номинацию на "Оскар", в конце концов прилепили ярлык "антизвезда". Голливудской звездой в традиционном понимании он действительно быть не хотел - следующей его ролью стал нищий, больной, жалкий итальянец по прозвищу Рэтсо (что-то вроде "крысеныш") в "Полуночном ковбое". Говорят, Майк Николс уговаривал его не браться за эту роль, опасаясь, что она загубит его карьеру. Но Хоффману отчаянно хотелось доказать, что "Выпускник" - не случайная удача, не простое совпадение персонажа и актерской фактуры, что он может играть все, что угодно. Роль принесла ему еще одну номинацию на "Оскар".

Статуэтку он получил только с четвертой попытки, в 1980-м, за роль в мелодраме "Крамер против Крамера" о разводе и сражении бывших супругов за ребенка (в отличие от большинства самых известных фильмов Хоффмана, она добралась до советского проката). Еще три года спустя его номинировали в пятый раз, за "Тутси", где он сыграл свою самую выдающуюся комедийную роль. К тому моменту Хоффман уже мог требовать полного творческого контроля над проектами и иногда вел себя как режиссер и продюсер: в частности, он требовал переписывать сценарий, настоял, чтобы постановщик картины Сидни Поллак лично сыграл агента главного героя... Когда Хоффмана загримировали, превратив в женщину, он был потрясен, увидев себя в зеркале: не думал, что женщина из него получится такая правдоподобная и такая некрасивая! Он потом говорил, что никогда в жизни не подошел бы к ней на вечеринке: "Ну да - она по-своему интересна, но если бы я заговорил с ней, я упустил бы возможность пообщаться с женщинами более привлекательными!"

Еще одной знаменитой ролью Хоффмана в 80-е стал Рэймонд в "Человеке дождя". Ему первоначально предлагали роль младшего брата - ту, что в итоге сыграл Том Круз, - но Хоффман вцепился в роль старшего, беспомощного, но в какие-то моменты гениального аутиста. Ему помогла работа в психиатрической больнице, на которую он устроился в безденежной юности; но перед съемками он еще много месяцев дополнительно общался с аутистами, с некоторыми из них подружился (насколько это было возможно), водил их в боулинг и в кафе. Он стал буквально одержим ролью - и готовился к ней больше полутора лет.

C Томом Крузом в оскароносном "Человеке дождя".

C Томом Крузом в оскароносном "Человеке дождя".

Фото: EAST NEWS

ВСТРЕТИЛ ЖЕНУ, КОГДА ЕЙ БЫЛО 10

Сейчас Хоффман, подобно своим коллегам Аль Пачино и Роберту Де Ниро, снимается по большей части во всякой ерунде. Ну или, скажем мягче, в фильмах, которые не могут идти в сравнение с его шедеврами 60-х, 70-х и 80-х. Не считать же чем-то выдающимся комедии "Лавка чудес", "Знакомство с Факерами-2" или "Повар на колесах"; да и более серьезные проекты проходят незамеченными - мало кто, например, обратил внимание на фильм Ноа Баумбаха "Истории Мейровица", хоть он и участвовал в этом году в конкурсе Каннского фестиваля.

Май 2017 года, Дастин Хоффман на Каннском кинофестивале.

Май 2017 года, Дастин Хоффман на Каннском кинофестивале.

Фото: EAST NEWS

Впрочем, и на пороге 80-летия, похоже, Хоффман отлично себя чувствует. Уже 37 лет он совершенно счастлив со второй женой, Лизой (с первой, Энн Берн, он развелся в 1980-м). Лиза не имеет никакого отношения к кинематографу - она бизнесвумен, занимается выпуском косметики и парфюмерии. Интересно, что ее бабушка дружила с его матерью, и впервые Дастин с Лизой встретились на барбекю, когда ему было 27, а ей - всего 10. Он ее очаровал: играл для нее и ее маленького брата на пианино, рассказывал им анекдоты... Лиза в тот вечер твердо решила, что выйдет за него замуж, когда вырастет, о чем и сообщила своей бабушке. В следующий раз они встретились через много лет на похоронах этой самой бабушки - тогда Лизе было уже 22 - и все завертелось. У них четверо детей, и сейчас Лиза говорит, что они с Дастином любят друг друга сильнее, чем когда бы то ни было.

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ ДАСТИНА ХОФФМАНА

"Выпускник" (1967)

"Полуночный ковбой" (1969)

"Маленький большой человек" (1970)

"Соломенные псы" (1971)

"Ленни" (1974)

"Вся президентская рать" (1976)

"Марафонец" (1976)

"Крамер против Крамера" (1979)

"Тутси" (1982)

"Человек дождя" (1988)

"Спящие" (1996)