Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество3 августа 2017 15:06

Школьные каникулы: Можно разом отдохнуть и учебу подтянуть!

С директором Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктором биологических наук Марьяной Безруких на Радио «КП» мы разбирались, как правильно организовать летний досуг малышей
- Ну что, папа-мама, оторвемся по полной?

- Ну что, папа-мама, оторвемся по полной?

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

- Марьяна Михайловна, три месяца каникул. Как сделать так, чтобы за это время детишки, окончившие детсады, подготовились к учебе в школе, а ученики первых - третьих классов не забыли, что проходили?

- Давайте договоримся для начала: лето - для того, чтобы дети отдохнули. Особенно дошкольники перед своим первым учебным годом. И ученики 1 - 2-го классов - это самый сложный период адаптации к школе. На самом деле адаптация длится не неделю, не две - у кого-то год, а у кого-то и два.

Первое: родителям и бабушкам-дедушкам надо распланировать свое время. Нужно организовать день ребенка так, чтобы, с одной стороны, он не был заперт в квартире и в обнимку с гаджетом не лежал на диване. Но при этом он не должен и бегать с ключом по улице, потому что мамы и папы нет дома. Если у родителей есть возможность куда-то поехать, это стоит сделать по очереди. Может быть отдых ребенка сначала с бабушкой, потом с мамой, потом с папой. При этом важно учесть интересы ребенка. Тогда он с большей готовностью пойдет навстречу, когда вы захотите, чтобы он повторил русский, математику, окружающий мир.

Учителя, расслабьтесь!..

- Так не все время отдыхать?

- В последние годы у многих педагогов начальной школы есть свои сайты. Я столкнулась с тем, что есть учителя, которые расписывают буквально каждый день каникул ребенка, дают задания по всем предметам.

- Ну чтобы не расслаблялись. А разве это плохо?

- Это значит, что продолжается учебный год. Причем объем заданий явно не на 5 минут. Я бы еще поняла, если бы учитель индивидуально кому-то из детей давал задания, понимая, что есть пробелы. Может быть, ребенок болел, что-то пропустил. Но нет - загружают всех.

- Учитель так себя подстраховывает. А что делать родителям? Саботировать?

- Родители реагируют по-разному. Есть такие, которые считают, что такая загрузка неразумна, и делают минимум. Это 15 - 20 минут. Сегодня можно позаниматься русским языком, завтра - математикой, послезавтра - окружающим миром. И минут 30 - 40 на чтение. Причем хорошо бы это разбить в течение дня, чтобы не было 1,5-часового занятия в один присест.

- И физиологи такой подход одобряют?

- Я бы это рекомендовала. Но одинаковых детей нет. Родителям, для того чтобы выработать график занятий на каникулах, нужно исходить из того, насколько их ребенок был успешен во время учебного года. Если он хорошо закончил год, необязательно его постоянно загружать повторением пройденного. Может, он хочет собрать модель корабля, или порисовать, или еще чем-то позаниматься вместе с вами.

У меня на консультации был ребенок с тяжелым неврозом. Стали разбираться. Оказалось, мальчик собирает солдатиков разных войн. Он знает, какие сражения когда были. Но в течение учебного года мама - бизнес-леди - ему разрешала только 15 минут в день играть в солдатики. Она даже не давала ему оставить расставленных для битвы солдатиков до завтра. Поиграл - собери. Мама считала, что должен быть порядок во всем. Но лучше построить отношения с ребенком так, чтобы он о своих мечтах вам говорил...

Забудьте повелительное наклонение

- Родители сейчас требовательные пошли?

- Я бы сказала, что они становятся жестче. По моему впечатлению (а я веду консультативный прием больше 30 лет), родители считают, что к сложностям жизни нужно привыкать с малых лет. В результате малыши испытывают давление с двух сторон - со стороны школы и со стороны семьи. Нередко родители отдают ребенка с трех лет на подготовку к школе. Они уже в этом возрасте делают домашнее, знают, что такое недовольство учителя. У нас есть исследования конца 70-х и конца 80-х годов, которые показывали, что больше 90% детей хотели идти в школу. Сегодня 90% детей в школу идти не хотят. Они уже знают, что их ждет: недовольный ими учитель, плохие оценки.

- То есть мотивация к учебе убивается на корню...

- Мотивацию ребенка можно поддерживать только двумя факторами. Первое - это успех. Второе - интерес. Ребенку должно быть интересно, и он должен быть поощрен за то, что делает.

Про чтение

- Вы сказали, что дети должны 20 - 30 минут в день читать. А если они не хотят?

- Читать вслух, заинтересовывать. Тут другая проблема - у многих детей даже в школьном возрасте не сформировался навык чтения. Учителя требуют чтения на скорость. Ребенок спешит, не понимает, что прочел, расстраивается. Хочу обратить внимание родителей: нынешний стандарт начального обучения не требует проверки скорости чтения! Там написано: ребенок читает в свойственном ему темпе. Если учитель требует чтения на скорость - он не прав!

- Сейчас в планшетах столько развивающих игр! И тренажеры чтения есть.

- Я бы лет до 5 если и позволяла смотреть мультик, то не больше 5 - 10 минут. Понимаю, что родителям удобно: ребенок в экране, можно заниматься своими делами. Но главное в этом возрасте - чтобы не формировалась зависимость от телевизоров, гаджетов. А зависимость формируется, если ребенок не выпускает из рук планшет, не отрывается от телеэкрана. Нужно говорить - компьютер спит, телефончик спит. Он просыпается на 5 минут, чтобы вместе с тобой посмотреть мультик...

И поймите - развивающих игр для дошкольников в компьютере нет. В прошлом году большая группа специалистов - нейрофизиологов, психологов - проанализировала больше 350 исследований, в которых изучалась эффективность компьютерных тренажеров. Вывод такой: решение головоломок помогает решению только головоломок.

ВОПРОС - РЕБРОМ

Когда идти в школу

- С какого возраста лучше идти в школу? Разрешено с 6 с половиной лет.

- Если вы не уверены, что ваш ребенок справится с нагрузкой, он непоседлив, через 15 минут, даже если вы ему читаете интересную книжку, отвлекается, не нужно в 6 с половиной лет идти в школу (а некоторые и в 6 лет стараются).

Если у вас часто болеющий ребенок (а таким считается малыш, болеющий от 4 до 6 раз в течение года), не отдавайте его в 6 с половиной лет. Ему учеба будет не по силам физически. Он начнет болеть еще чаще.

Если ребенок до сих пор занимается с логопедом, не очень хорошо говорит, не может пересказать сказку, мультик, картинку, позанимайтесь еще год с логопедом, не идите пока в школу.

Если ребенок медлительный, вам обязательно нужно встретиться с учителем. Учитель с быстрой речью, активный - не ваш учитель.

Дети развиваются по-разному. Нельзя сказать - вот в этом возрасте у каждого ребенка должно быть то-то и то-то. Нельзя требовать от своего пятилетнего Пети, чтобы он читал только потому, что соседская Света в этом возрасте уже читает да еще и по-английски.