Наука

Рязанские поля впервые бороновал беспилотный трактор

Чудо-агрегат оказался «младшим братом» беспилотного вездехода-амфибии, автобуса и лодки
Беспилотный трактор и команда разработчиков системы управления из КБ «Аврора»

Беспилотный трактор и команда разработчиков системы управления из КБ «Аврора»

В пасмурный осенний день по одному из полей в Рязанской области полдня колесил новенький тракторный агрегат с прицепленной сзади бороной. Поблизости не было больших трасс, иначе не миновать бы сообщений в ГИБДД или МЧС от проезжающих мимо автомобилистов: «Тут трактор случайно завелся без тракториста, движется между селами таким-то и таким-то…»

УМЕЕТ РАБОТАТЬ ДАЖЕ «В КОЛЛЕКТИВЕ»

Но трактор (на который, кстати, нарочно не установили водительскую кабину) завелся не случайно. Это были полевые испытания трактора-беспилотника «Агробот», состоящего из агрегата, произведенного на Владимирском тракторном заводе (ВТЗ) и автоматизированной системой управления рязанского конструкторского бюро «Аврора». На краю поля все время можно было видеть сотрудника КБ, через радиоустройство фактически отдававшего команды гибридному чуду техники.

Управление беспилотным трактором в ручном режиме

Управление беспилотным трактором в ручном режиме

Но наивно было бы думать, что это просто радиоуправляемая игрушка. Трактор-робот на данный момент «умеет» не только бороновать поле. Он способен достаточно аккуратно производить посадку и собирать урожай, заниматься распределением удобрений и поливом. Система управления способна обслуживать не одну машину: при выполнении общей задачи на одной местности несколько «Агроботов» смогут «работать в коллективе» – обмениваться информацией и действовать по единому общему плану.

Любопытно, что видеосюжеты с рязанских полей – не первое явление новинки народу. Специалисты и чиновники со всей России уже оценивали «Агробот» во время Форума стратегических инициатив, проводившегося в июне 2016 года под эгидой АСИ – ведомства, призванного двигать вперед развитие бизнеса и промышленности.

Представление «Агробота» на Форуме стратегических инициатив

Представление «Агробота» на Форуме стратегических инициатив

«Массовое производство таких механизмов значительно повысит эффективность фермерских хозяйств и агрохолдингов», – отметили тогда по итогам выставки.

РЯЗАНСКАЯ НАДЕЖДА НА БУДУЩЕЕ РОССИИ

КБ «Аврора» было создано на базе Рязанского радиотехнического университета 8 лет назад, как раз чтобы заниматься «наземными беспилотниками». Некоторое время они поражали прессу только успешными выступлениями на российских и международных (например, на европейском ELROB) конкурсах. Но год назад команда уже представила очень перспективную в практическом плане автономную робототехническую систему на гусеничном ходу МАРС А-800, поставленную на универсальный вездеход-амфибию. Есть люди, которые на полном серьезе считают, что именно такая техника пойдет по Марсу, когда космические ракеты достигнут «красной планеты».

Шуточная запись на интернет-страничке Виталия Савельева

Шуточная запись на интернет-страничке Виталия Савельева

В июне нынешнего года на том же Форуме стратегических инициатив «Аврора» вместе с беспилотным трактором показала беспилотный автобус, на котором реально катали посетителей. А в начале июля в «Окской жемчужине» участникам международного инновационного форума, организованного РГУ, была представлена лодка с электродвигателем и солнечными батареями, способная двигаться как в управляемом, так и в автономном режиме. На ней по озеру прокатился региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей Егор Бурцев.

Беспилотная лодка на озере под Рязанью летом 2016 года

Беспилотная лодка на озере под Рязанью летом 2016 года

Фото: Владимир ФРОЛОВ

Опыт КБ «Аврора» ценен тем, что там не просто разрабатываются интересные идеи – они воплощаются в опытные образцы и прорабатывается план их внедрения в производство. Именно такой путь – шанс для экономики России стать наукоемкой, а не сырьевой, о необходимости чего уже много лет говорят первые лица государства.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Виталий Савельев, коммерческий директор КБ «Аврора»:

– Наш проект направлен на внедрение в сельское хозяйство технологий автономного управления различной техникой. Задача проекта – автоматизировать систему сбора и обработки урожая. В то же время наш комплекс может использоваться на различных платформах как гражданского, так и военного назначения.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Владимир Семак, фермер, владелец трактора ВТЗ:

– Хорошо, к владимирской технике мы привычны. Против беспилотного обслуживания тоже ничего не имеем. Но как программу «Вспахать это поле, 470 м шириной, а в длину от 960 до 1020, да обязательно справа налево, чтобы грядки не поползли» – может заложить человек, который сложнее тетриса ни во что не играл?

Людмила Николаева, школьный преподаватель:

– По телевидению во время предвыборных выступлений говорили, что надо возрождать трудовое воспитание школьников на селе, потому что рабочих рук не хватает. Эта история с трактором-роботом показывает, что лучше к ученым и инженерам обратиться, а не школьников на помощь просить.

А КАК У НИХ?

Беспилотная сельскохозяйственная техника давно используется в агрохозяйствах передовых стран мира. Первыми занялись ее созданием японцы, причем сделать это их заставило старение населения. Возраст 2/3 японских фермеров перевалил за 64 года, из-за чего они не могли во время посевной или уборочной работать по 12-14 часов в день.

В США применение подобных систем фермерами также ширятся. В 2015 году были проведены испытания одной из программ в полной темноте – они определили, что робот-навигатор управляет в ночных условиях гораздо безопаснее, чем водитель-человек. Таким образом, американские трактора можно перевести на круглосуточный режим. Главное – иметь хорошие съемки местности: они делаются днем также беспилотными аппаратами, но летающими.

Не одна «Аврора» занимается такими тракторами и в России. В июне испытания аналогичного механизма другой российской компании прошли в Татарстане. Местная система распознает на земле внезапно возникшие объекты размером более 15 см (камни, коряги) на расстоянии в 15 м и успевает принять меры.

ТТХ

Трактор ВТЗ (Владимирского тракторного завода) заменяет за одну смену одного тракториста (при круглосуточной работе – троих). Он способен работать при своевременных дозаправках днем и ночью (темноты не замечает). По расчетам, в среднем фермерском хозяйстве (40-60 га) трактор окупается примерно за 3 года.

Инфографика: Марина СЕВЕРИНА

Инфографика: Марина СЕВЕРИНА