Премия Рунета-2020
Вологда
+6°
Boom metrics
ЗДОРОВЬЕ15 июля 2015 5:00

Бесплатная медицина по-вологодски

«Комсомолка» разбиралась, существует ли сейчас бесплатная медицина и какого она качества [фото]
Юлия МЕДВЕДЕВА
Бесплатная медицина по-вологодски (фото: Юлия Медведева)

Бесплатная медицина по-вологодски (фото: Юлия Медведева)

Бесконечные очереди к врачам, ожидание приёма по несколько недель, некорректное поведение специалистов. Часто ли в поликлиниках нарушают наши права на бесплатную медицину? Реально ли проверить своё здоровье, не потратив при этом ни копейки? Что делать, если медики направляют только на платные обследования? «Комсомолка» попыталась найти ответы на эти и другие вопросы. Мы решили проверить, существует ли бесплатная медицина, и если да, то каково её качество.

Для примера мы взяли вполне обычную ситуацию: визит к врачам разных специальностей в городских поликлиниках Вологды. В роли пациента выступила корреспондент «КП».

«Подходить нужно пораньше»

Для начала я решила сходить к стоматологу и отправилась в поликлинику № 2 по месту жительства. Она находится недалеко от «Элмы».

Я пришла туда в начале девятого утра. Однако уже в это время жалюзи на окошке регистратуры были закрыты, там красовалась табличка «На лечение талонов нет». Зато касса работала исправно и принимала посетителей с деньгами. Я встала в очередь, передо мной – две женщины. Одна из них опоздала по талончику к врачу и записывалась на другой день.

В начале девятого утра регистратура в стоматологии уже не работала (фото: Юлия Медведева)

В начале девятого утра регистратура в стоматологии уже не работала (фото: Юлия Медведева)

Подошла моя очередь. Я пояснила женщине в кассе, что хотела бы попасть к стоматологу на приём. На что мне ответили, что для этого нужно взять талончик, а их выдают с половины восьмого утра ежедневно по будням. «Но подходить нужно раньше», - сказала женщина. На мой вопрос про большие очереди за талонами она ответила, что народа у них всегда много.

Мне предложили записаться к специалисту прямо сейчас, но на конец июля. К слову, на календаре - 3 число. Я отказалась, пояснив, что приду за талончиком в понедельник. Кстати, опоздавшая женщина записалась к врачу как раз на конец месяца. Что интересно, за талончиком ей всё равно нужно будет прийти заранее. Такое ощущение, что записываешься на приём не к стоматологу, а в Администрацию Президента!

Конечно, с зубной болью пациента примут в этот же день. Но, как мне пояснили уже по телефону, лечить не будут, а только посмотрят и примут экстренные меры.

Уйдя из стоматологии ни с чем, я решила продолжить экскурс по поликлиникам. И сразу отправилась в обычную - № 3, опять же, по месту жительства.

«Это всё платно»

В регистратуре из всех окон работала почему-то только половина. Когда подошла моя очередь, я пояснила «женщине в окошке», что хотела бы проверить своё здоровье у максимального количества специалистов. Она мне сказала, что для начала нужно прийти к участковому терапевту, чтобы получить направления.

По счастливой случайности мой терапевт принимала как раз в это время. Мне выдали карту, талон и я отправилась на приём. Правда, перед тем как подниматься на этажи, нужно было облачиться в бахилы. Напротив регистратуры стоит специальный автомат, там они стоят по 5 рублей. Что интересно, здесь же, на первом этаже, в аптеке они по 4 рубля. Правда, бабушки пожаловались, что ждут фармацевта уже минут 10. Она вскоре появилась и все смогли приобрести бахилы.

Перед тем как подниматься на этажи, нужно было облачиться в бахилы (фото: Юлия Медведева)

Перед тем как подниматься на этажи, нужно было облачиться в бахилы (фото: Юлия Медведева)

Проходя к кабинету на второй этаж, я увидела своего терапевта, она ждала лифта. «Странно, неужели приём уже закончился?», - подумала я. Пришла к кабинету, опять же небольшая очередь - 3 человека. Приём, судя по расписанию на двери кабинета, должен идти полным ходом. Но без врача пациентов, конечно же, не принимают. Возвращения терапевта пришлось ждать где-то около получаса. Я попала в кабинет примерно через час ожидания.

Терапевту я также пояснила, что хотела бы проверить своё здоровье и сходить к максимальному числу специалистов. Ответ меня, мягко говоря, поразил. «Возможного очень мало: эндокринолог в отпуске, невропатолог один, запись на три месяца вперёд», - ответила терапевт.

На приём в каждый кабинет нужно просидеть в очереди (фото: Юлия Медведева)

На приём в каждый кабинет нужно просидеть в очереди (фото: Юлия Медведева)

Далее, рассматривая мою карту, она пояснила, что просто так, только исходя из моего желания, на приём к специалистам узкого профиля не попасть. Нужно каждый визит обосновать, к примеру, теми или иными жалобами на здоровье. Для того, чтобы отправиться к эндокринологу, нужно предварительно сдать кровь на гормоны и сделать УЗИ щитовидной железы. «Это всё платно. Даже эндокринолог наш, но всё равно это всё платно делается. Это по всему городу так», - добавила врач.

Во время осмотра терапевт посоветовала мне посетить мамолога и сделать УЗИ, пояснив, что это обязательно для каждой девушки. Она тут же дополнила, что это всё тоже платно, ведь «бесплатного сейчас ничего нет».

В итоге мне выдали несколько направлений на сдачу крови и ЭКГ. Также отправили к кардиологу, чтобы он выдал мне направление на УЗИ сердца. «Сердечный» врач вёл приём в это же время, потому я поспешила к нему.

В кабинет к кардиологу я простояла примерно столько же, как и к терапевту. Могу сказать, что моему появлению с такой просьбой, да ещё и без записи, там были явно не рады. Врач посмотрел мою карту и удивился, почему я не сделала УЗИ платно ещё зимой, когда он меня отправлял. Затем он написал на листочке дату и время, когда нужно прийти за талоном.

На этом мой «стартовый» визит в поликлиники завершился.

«Бесплатного сейчас ничего нет», - пояснила мне во время осмотра врач (фото: Юлия Медведева)

«Бесплатного сейчас ничего нет», - пояснила мне во время осмотра врач (фото: Юлия Медведева)

Попытка № 2

В понедельник мне нужно было сделать сразу три важных дела: получить талончик к стоматологу, сдать кровь и сходить на ЭКГ.

Встав пораньше, я поспешила в стоматологическую поликлинику. Раз сказали пораньше, я пришла туда к 7.10. На моё удивление никакой огромной очереди на улице я не увидела. Там не было вообще никого. Подойдя поближе, я заметила на дверях поликлиники маленький листочек. Там было написано: «На лечение 25 талонов». Это что? Информация для пациентов?

Несмотря на то, что медучреждение работает с половины восьмого утра, двери уже были открыты. Зайдя внутрь, я и увидела ту самую очередь из желающих получить талончики. К этому времени в коридорах поликлиники собралось уже около 30 человек. К слову, пара девушек из очереди пожаловались на зубную боль, которая требовала немедленного вмешательства специалиста.

Подойдя поближе, я заметила на дверях поликлиники маленький листочек (фото: Юлия Медведева)

Подойдя поближе, я заметила на дверях поликлиники маленький листочек (фото: Юлия Медведева)

Ровно в 7.30 окно регистратуры открылось и началась выдача талончиков. Правда, процесс оказался на удивление не быстрым. В то время, как первые получившие талончики отправлялись на приём к доктору, основная часть очереди продолжала томиться в ожидании. И, конечно, по количеству людей было понятно, что талончиков на всех не хватит. Тем не менее народ продолжал ждать.

«Я за жену стоял. Так я пришёл сюда в 5.30 и уже был шестой или седьмой в очереди», - поделился со мной мужчина, уже получивший заветный талончик.

Время шло, очередь медленно-медленно уменьшалась. И после ожидания около полутора часов из регистратуры донеслось: «Талончики на бесплатное лечение закончились».

Все мои старания раннего подъёма и заблаговременного прихода в поликлинику пошли коту под хвост. Все, кто не успел получить бесплатные талончики, были приглашены на получение уже платных талончиков. Я поспешила скорее из стоматологии, мне нужно было бежать сдавать кровь по выданным терапевтом направлениям.

Зайдя внутрь, я увидела ту самую очередь из желающих получить талончики (фото: Юлия Медведева)

Зайдя внутрь, я увидела ту самую очередь из желающих получить талончики (фото: Юлия Медведева)

Очереди и гигиена

Примчалась в третью поликлинику, купила бахилы, пришла в нужный кабинет. Приятный сюрприз: здесь очереди нет вообще, потому вся процедура прошла очень быстро.

Проходя мимо кабинета ЭКГ, увидела совсем немаленькую очередь. Но мне сюда нужно было чуть позже. Решила съездить на работу, а потом вернуться сюда снова, к указанному времени.

Час «Х» настал, я прибыла на ЭКГ чётко к 11.20, как и была записана. Однако людей, сидящих в очереди, а их было пятеро человек, это мало интересовало. Пришлось последовать их примеру. Смысл предварительной записи вообще непонятен. Зачем записываться на конкретное время, если приём всё равно идёт в порядке «живой очереди»?

Чтобы получить "заветный" талон на приём к стоматологу, очереди люди занимают чуть ли не в 5 утра (фото: Юлия Медведева)

Чтобы получить "заветный" талон на приём к стоматологу, очереди люди занимают чуть ли не в 5 утра (фото: Юлия Медведева)

Но деваться некуда, пришлось подождать минут 20-30. Затем я наконец-то зашла в кабинет.

Я думала, что одноразовые простыни, пелёнки или полотенца — это давно уже норма для всех современных поликлиник. Оказалось, что нет.

Для проведения ЭКГ человек должен лечь на кушетку, при этом предварительно раздевшись до пояса и сняв обувь. Так вот эта кушетка в данном случае была покрыта коричневой клеёнкой, такую моя мама подкладывала мне в младенчестве.

Честно говоря, я очень сомневаюсь, что в кабинете ЭКГ эту клеёнку когда-нибудь меняли. И то, что моют после каждого пациента, также сомнительно. Это же можно сказать и о подушке на кушетке. «Вот это гигиена!», - про себя возмутилась я. И почему нельзя было предупредить? Я бы взяла с собой хоть что-нибудь. Салфеток, чтобы вытереть после процедуры гель, здесь тоже естественно не выдают. Хорошо, что у меня они были с собой. «Результат ЭКГ можно забрать в среду после двух часов», - пояснила мне врач.

На этом приём завершился, я вышла из кабинета.

За очередным талоном

Настала среда, я вновь отправилась в поликлинику. В 14.30 мне нужно было прийти к кардиологу за талоном на УЗИ, а после забрать результаты ЭКГ.

К кардиологу, как и в прошлый раз, - очередь. Кажется, я уже начинаю привыкать к такому порядку. Прождав полчаса, наконец зашла в кабинет. Показала врачу бумажку, где его же рукой написаны дата и время визита, объяснила, что мне нужен талончик на УЗИ. Медсестра, спросив мою фамилию, открыла «секретную» тетрадь, откуда достала заветный талон и подала его мне. Вот и все дела! И стоило же до этого раздувать из мухи слона?! На УЗИ мне нужно прийти ровно через неделю в госпиталь для ветеранов войн.

То есть на самом деле не так всё сложно. Только вот непонятно, почему врачи в один голос отправляют пациентов на платные процедуры, если есть возможность пройти их бесплатно?

Получив талончик, я пошла за результатами ЭКГ. Там, на удивление, обошлось без просиживания в очереди. Забрала бумаги и отправилась на работу.

Непонятно, почему врачи отправляют пациентов на платные процедуры? (фото: Юлия Медведева)

Непонятно, почему врачи отправляют пациентов на платные процедуры? (фото: Юлия Медведева)

А как должно быть?

Подводя итог своего почти двухнедельного «путешествия» по поликлиникам, могу сказать, что это действо не из приятных. Пообщавшись с друзьями и знакомыми, проживающими в других районах Вологды, я выяснила, что ситуация с бесплатной медициной в других медучреждениях примерно такая же: бесконечные очереди, занимать которые к некоторым специалистам людям приходится чуть ли не в 5 утра, проблемы с получением талонов, сплошь платные услуги, а иногда даже некорректное, мягко говоря, поведение врачей.

А разве так должно быть на самом деле? С этим вопросом я обратилась в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Вологодской области.

Как выяснилось, в рамках программы Обязательного медицинского страхования в городских поликлиниках бесплатно вологжанам должна оказываться первичная медико-санитарная помощь. А она включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения. Также к бесплатным относится специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая медицинская помощь. Если говорить об обследованиях, лабораторных и функциональных, то здесь тоже целый перечень бесплатных! Сюда относятся анализы крови, кстати, все без исключения, ЭКГ, УЗИ. В общем, всё, куда направляет врач, должно проводиться бесплатно!

- Обязательно - только по направлению врача. Если врач считает, что это необходимо и действительно нужно, то он даёт соответствующее направление и это всё делается, - пояснил начальник отдела защиты прав застрахованных и медицинской экспертизы Территориального фонда ОМС Вологодской области Александр Луговин.

Спрашиваю: «Получается, что без разницы какой анализ крови мне нужно сделать - на сахар или на гормоны - это всё бесплатно должно быть?». Специалист отвечает: «Да хоть на что. Если это действительно наобходимо в рамках тех заболеваний, которые учтены в территориальной программе ОМС, то да, всё это бесплатно, но в указанные сроки — 10 рабочих дней».

Срок приёма специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи— 10 рабочих дней (фото: Юлия Медведева)

Срок приёма специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи— 10 рабочих дней (фото: Юлия Медведева)

А теперь как раз разберёмся в сроках.

Они, кстати, очень даже приемлемые. Если человек обращается в поликлинику с острой болью, например, зубной, то принять его должны в течение двух часов. Сразу вспомнились те две девушки в стоматологии, которые, как и все, долго стояли в очереди. Хотя их должны были принять сразу.

Если речь идёт о приёме специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи, то здесь установлен срок — 10 рабочих дней с момента обращения. В такой же срок должны выполняться лабораторные и диагностические исследования по направлению лечащего врача. То есть те же самые УЗИ и ЭКГ должны производиться в течение 10 дней. Срок 30 дней отводится только на проведение компьютерной и магнитно-резонансной томографии, ангиографии, также по направлению в плановой форме.

Интересная деталь: даже, если в поликлинике нет нужного специалиста, то медучреждение обязано направить пациента на приём в другую поликлинику или больницу.

- Медицинская организация обязана организовать приём даже за территорией области. Просто исполнители на сегодняшний момент могут говорить, что хотят и как хотят. Это этика и диентология. Их поведение невозможно проконтролировать. На самом деле, если есть любой определённый отказ в получении какой-то медпомощи и какой-то медуслуги, всегда идут и обращаются к руководителю медорганизации, либо к начмеду, то есть к заместителю по медицинской части. Если не решается вопрос, то тут уже нужно идти в страховую медицинскую организацию, поскольку на основании 326 закона, страховая медицинская организация на территории Российской Федерации является лицом, защищающим права застрахованных граждан. А Территориальный Фонд ОМС уже ведёт контроль за работой страховой медицинской организации, - пояснил Александр Луговин.

С жалобами на работу медицинских учреждений вологжане могут обращаться в свои страховые компании (фото: Юлия Медведева)

С жалобами на работу медицинских учреждений вологжане могут обращаться в свои страховые компании (фото: Юлия Медведева)

Получается, что в вологодских поликлиниках и сроки, и право на бесплатную медпомощь нарушаются буквально на каждом шагу! Выход из данной ситуации только один — не молчать, а говорить об этом. По подобным фактам вологжане могут обращаться в свои страховые компании. Их номер, как правило, указан на медицинском полисе.

Вся информация из страховых компаний поступает в Фонд ОМС. За каждое реальное нарушение медучреждения наказывают уже рублём.

Но если жалобы - это единственный метод, который действительно работает, то почему бы и не попробовать?