Премия Рунета-2020
Вологда
+17°
Boom metrics
Общество17 февраля 2014 15:35

Авиапочта и пять ее предшественников

18 февраля 1911 года почту впервые доставили самолетом. Но воздушная почта успешно развивалась еще до того, как перевозить корреспонденцию стали суда. Мы сделали подборку предшественников авиапочты - интересных способов доставки писем по воздуху
Пять предшественников авиапочты

Пять предшественников авиапочты

1. Авиапочта появилась в начале 20 века, когда стали эксплуатировать аэропланы. Первый самолет с корреспонденцией на борту отправился в рейс 18 февраля 1911 года. Было это в Индии. На судне, летевшем из Аллахабада до Наини, было больше шести с половиной тысяч писем и около двух сотен открыток. Самолет преодолел расстояние в 13 километров. Авиапочта помогла многим коллекционерам марок обрести редкие экземпляры. Филателисты изучали маршруты почтовых судов и отправляли с ними письма в разные уголки Земли.

Авиапочта - это самый удобный и быстрый способ доставки писем по воздуху. Это единственное средство доставки бумажной корреспонденции на другой континент. Надо ли говорить, что им активно пользуются и в наше время. Однако задолго до появления авиапочты люди уже придумывали способы отправки писем по воздуху. Дальше мы остановимся на нескольких наиболее интересных видах воздушной почты.

Почтовый рейс в 1918 году в Канаде

Почтовый рейс в 1918 году в Канаде

2. Голубиная почта возникла очень давно. Ей пользовались еще в Древней Греции и Древнем Риме. Интересно, что имена победителей на первых Олимпийских играх сообщали именно с помощью голубей. Пользовались этим способом доставки корреспонденции вплоть до 20 века. Принцип голубиной почты прост: к лапке птицы привязывали послание и отправляли ее по знакомому маршруту. Позже письма стали запечатывать в специальные капсулы. Важную роль безусловно играла удивительная способность голубей возвращаться домой, но без тренировок, конечно, не обходилось. Хорошо обученные голуби могли преодолевать большие расстояния — больше 800 километров! А в конце 19 века во Франции голубь доставил почту с корабля на сушу — он пролетел около трех тысяч километров. Кстати, средняя скорость отдельных особей достигает 125 километров в час. То есть голубь может принести письмо быстрее, чем автомобиль, а уж тем более телеграф и посыльный.

С голубиной почтой даже связывают небывалый успех семейства Ротшильдов — известных английских банкиров. По некоторым данным, птица принесла Натану Ротшильду весточку об исходе сражении при Ватерлоо (1815 год). Он получил известие на 2 дня раньше, чем все, и провернул успешную сделку на бирже. Все были убеждены, что англичане потерпели поражение. Ротшильд стал сразу продавать на бирже свои акции. Вслед за ним все брокеры сделали то же самое. Цены на акции резко упали, после чего агенты Ротшильда скупили их по дешевке. Банкир заработал на этом 40 миллионов фунтов стерлингов. Кстати, иногда помимо почты голуби доставляли еще и снаряды. Было это, конечно, только во время войны. Немногие знают, что иногда вместо голубей использовали пчел! Конечно, особей для этого выбирали покрупнее и даже специально «дрессировали».

Голубиной почтой пользовались с древних времен и вплоть до 20 века

Голубиной почтой пользовались с древних времен и вплоть до 20 века

3. Пожалуй, один из самых необычных видов воздушной почты - «орудийный». Использовать этот способ начали еще в 15 веке. Корреспонденцию прятали прямо в ядре и выстреливали по нужному «адресу». Пушки для этого использовать не простые, а специальные - «почтовые». Рядовые граждане с помощью ядер письмами, конечно, не обменивались. Такая прерогатива была только у военных. «Почтовые пушки» хранились в крепостях, а также на военных и торговых кораблях. Кстати, с судов таким образом выбрасывали почтовые отправления на берег, когда корабль не имел возможности остановиться.

Почту доставляли на воздушных шарах

Почту доставляли на воздушных шарах

4. Балонная почта - так назывался способ доставки корреспонденции на воздушных шарах - появилась в конце 18 века. Далеко корреспонденцию таким образом отправить было нельзя. Пробный рейс состоялся в январе 1785 года. На воздушном шаре почту отправили из Англии во Францию. Недостатком такого способа являлась не только маленькая скорость — 10-20 километров в час, но и особые требования к погодным условиям и недалекие расстояния, которые мог преодолевать этот вид транспорта. Например, в 1859 году, во время первой официальной доставки воздушной почты в США, из-за плохой погоды шар был вынужден приземлиться, и письма пришлось отправлять поездом.

Полёт Джона Уайза на воздушном шаре с почтой 17 августа 1859 года

Полёт Джона Уайза на воздушном шаре с почтой 17 августа 1859 года

5. Следующий вид воздушной почты тоже вряд ли можно назвать скоростным. В начале 20 века письма стали доставлять на дирижаблях или цеппелинах — по имени их изобретателя Ф. Цеппелина. Письма на дирижаблях стали массово отправлять в 20-х и 30-х годах. Тогда самолеты еще не могли летать на приличные расстояния — с континента на континент. Дирижабельная почта была распространена и в нашем государстве. Например, в 1930 году дирижабль привез письма в Москву, а годом позже — в Арктику, где почту получили люди на ледоколе «Малыгин».

Почтовый блок КНДР 1988 года с изображением цеппелина LZ 12

Почтовый блок КНДР 1988 года с изображением цеппелина LZ 12

6. Еще один интересный вид воздушной почты — это ракетная почта. Она получила свое распространение в 30-х годах 20 века в Англии. Однако первый опыт относился к концу 19 века. Ракетами называли не совсем привычные нам громоздкие конструкции. Их делали из двухметровых листов железа. Почта находилась внутри ракеты, по большому счету она не была ничем закреплена. Поэтому можно представить, в каком состоянии ее получали на «том конце». Ракета могла преодолевать расстояния больше 2 километров. Но точность ее полета рассчитать было сложно, поэтому зачастую конструкции просто терялись. В общем, полетов таких «почтовых ракет» было немало, но все они носили экспериментальный характер.

В странах, где развивалась ракетная почта, выпускали специальные марки

В странах, где развивалась ракетная почта, выпускали специальные марки