Премия Рунета-2020
Вологда
+6°
Boom metrics
Общество2 октября 2013 12:10

Замначальника регионального УФМС рассказал все о загранпаспортах и жизни мигрантов в Вологодской области

«Комсомолка» расспросила Сергея Жестянникова о положении водителей-мигрантов, о налоговых поступлениях в казну и штрафах за нарушение миграционного законодательства
Замначальника регионального УФМС рассказал все о загранпаспортах и жизни мигрантов в Вологодской области

Замначальника регионального УФМС рассказал все о загранпаспортах и жизни мигрантов в Вологодской области

Фото: Андрей ДЕТЦЕЛЬ

Ситуация с иностранцами, которые приезжают в Россию преимущественно из стран ближнего зарубежья на заработки, не всеми жителями страны воспринимается однозначно. Одни на это не обращают никакого внимания, но многие винят мигрантов в том, что из-за них коренным жителям России не хватает рабочих мест. Какая ситуация с мигрантами сложилась в Вологодской области? На этот и другие вопросы «Комсомолке» отвечал заместитель начальника регионального УФМС Сергей Жестянников.

- Какое количество мигрантов с начала года приехало и проживает на территории Вологодской области?

- Если говорить о количестве мигрантов, с начала 2013 года поставленных у нас на миграционный учет, то это 22 тысячи иностранных граждан. Из них порядка 9-ти тысяч человек уже покинули территорию Вологодской области. Из 22-х тысяч прибывших мигрантов 11 тысяч человек заявили о том, что приехали на Вологодчину трудиться. Порядка 5-ти тысяч из них осуществляют трудовую деятельность по патентам, по разрешению на работу трудятся порядка 3 тысяч мигрантов. Остальные из прибывших трудиться еще оформляют соответствующие документы. В неделю в УФМС с этой целью обращаются порядка 500 человек. Чтобы встать на миграционный учет, им отводится неделя. Потом без разрешительных документов на территории области они могут находится 90 дней. В бюджет области только по патентам мигранты внесли порядка 22 миллионов рублей в этом году.

- Есть ли среди них нелегалы?

- Как таковых нелегалов среди мигрантов в Вологодской области нет. Есть те, которые нарушают режим пребывания. Время их пребывания на Вологодчине заканчивается, но они по какой-то причине еще остаются тут пожить или поработать. Если «поработать» - то это нелегальные трудовые мигранты. Такие у нас в области есть. В отношении них у нас составляются административные протоколы, а потом принимается решение об их выдворении. С начала года нами принято порядка 68-ми решений о выдворении мигрантов с территории Вологодской области. Если говорить о статистике за 9 месяцев прошлого года, то таких решений было всего 49. Количество их выросло в связи с тем, что перестала существовать альтернатива наказанию за нелегальное пребывание на территории России. Альтернативы не стало после 9-го августа, когда в Административный кодекс вступили соответствующие изменения. Теперь выдворение — это основная мера наказания для таких лиц. Хотя раньше это было, повторюсь, альтернативной формой. К тому же с начала года нами было принято 209 решений по закрытию въезда на территорию области. Они были приняты в отношении тех иностранных граждан, которые нарушили миграционное законодательство два и более раз. Теперь, если в течение года один и тот же иностранец дважды нарушает миграционное законодательство, то мы обязаны составить на него административный материал и направить его в суд.

- А какие правонарушения в основном совершают мигранты? Есть ли уголовные преступления?

- Хотелось бы сначала сказать про сферы занятости, где больше всего выявляется правонарушений. В первую очередь это, конечно же, стройка. В меньшей степени лесопромышленный комплекс дает о себе знать. Если брать во внимание суммы наложенных штрафов на работодателей, то больше всего их «зарабатывают» иногородние предприниматели — из Москвы и Санкт-Петербурга. Они пытаются применить ту модель теневого бизнеса, которую они применяют у себя. Но им это не удается. Об этом говорит сумма наложенных штрафов. За 8 месяцев этого года она составляет 10 миллионов рублей. Лидером в плане миграционных нарушений является Череповец. Там больше как административных нарушений, так и случаев выдворения мигрантов.

Если коснуться административных правонарушений среди иностранных граждан, то эта цифра установилась в районе трех тысяч. Большая часть из них — нарушение режима пребывания и нарушение цели въезда. Потом, осуществление трудовой деятельности без разрешения на работу. Штрафы большей частью платят работодатели, у которых на работе задействованы мигранты без определенных разрешительных документов. Минимальный штраф за это правонарушение — 250 тысяч рублей.

Что касается преступлений, то, безусловно, без этого тоже не обошлось. Но это не такое большое количество - чуть более 1 процента от общего количества зарегистрированных на территории области преступлений. Мы прогнозируем существенное снижение этого числа. Если сравнивать ситуацию с правонарушениями и преступлениями, совершенными в этом году, с тем количеством, которое было совершено в прошлом, то можно сказать, что в этом чуть больше. Большей частью, это преступления небольшой и средней тяжести. Много преступлений, связанных с поддельными миграционными картами, много мелких хищений, причем, друг у друга.

- Есть ли правонарушения, совершенные работодателем по отношению к мигрантам?

- Безусловно, есть такие факты. Свыше 300 случаев правонарушений со стороны работодателей по отношению к мигрантам было выявлено в Вологодской области за 8 месяцев текущего года. Были ситуации, когда работодатели использовали иностранную рабочую силу, не заплатив ни копейки, понимая, что те находятся здесь в нелегальном положении. Они их отправляли за ворота и все. За то, что взяли на работу мигрантов, которым на территории области трудится было не разрешено, они заплатили 10 миллионов рублей штрафов.

Мы открыли общественные приемные. А также наладили активную работу через диаспоры. Таким образом мы получили обратную связь и начали на подобные факты остро реагировать. Данную информацию мы отправляем и в трудовую инспекцию и в прокуратуру. Также мы ее используем, когда распределяются квоты, ведь мы как члены межведомственной комиссии по распределению этих квот имеем на это право. Таким образом таких вот нерадивых работодателей лишаем квоты. Также наказываем тех мигрантов, которые работали без разрешительных документов. Правда, таких случаев, когда работодатель не выплачивал мигрантам заработанные ими деньги с начала года во всей области произошло порядка 5-7 штук.

- Какие последние изменения в миграционном законодательстве появились, о которых иностранцам обязательно было бы знать?

- Достаточно много было изменений. Несколько раз, к примеру, проходили миграционные амнистии, так их назовем. Первое, это когда упростили процедуру постановки на миграционный учет до уведомительного характера в почтовых отделениях связи. Чтобы встать на учет, нужен только минимальный пакет документов и, соответственно, обращение на почту.

Второе - это миграционная амнистия, связанная с использованием иностранной рабочей силы в частном секторе. Я говорю про институт патентов. В Вологодской области достаточно активно этот метод внедряется. В этом отношении по Северо-Западу Вологодская область занимает третье место после Санкт-Петербурга и Калининграда. За восемь месяцев этого года в виде авансовых налоговых платежей, которые внесли иностранные граждане за осуществление трудовой деятельности в частном секторе у физлиц, в областную казну перечислено 22 миллиона рублей. Соответственно, эту сумму в этом году мы вывели из тени. Сейчас большинство трудовых мигрантов, трудящихся на территории области, работает по патентам. Остальные мигранты работают на предприятиях по полученному разрешению на работу. Институт патентов действует уже два года.

- В каких сферах трудятся у нас в области мигранты?

- Почти 40 процентов иностранных граждан у нас работают на стройках. Потом идет лесной комплекс. То есть заготовка и переработка древесины. Это в основном граждане Узбекистана, Украины, Таджикистана. На третьем месте — сфера услуг. Мы недавно разговаривали с руководителем городского отдела УФМС о ситуации с устройством иностранных граждан на работу водителями. После вступления изменений в Административный кодекс, как вы знаете, будут действительны только водительские права российского образца. Вот и возникает вопрос в отношении тех иностранных граждан, которые, вроде бы, на начало своей трудовой деятельности законно получили разрешительные документы — могут ли они продолжать работать в сфере перевозок. Если у них российских прав не будет, то мы должны будем предложить им поменять сферу деятельности, либо покинуть территорию Российской Федерации. Ну, или — отучиться и получить соответствующие документы. Других вариантов в этом отношении я не вижу. Если им не разрешено будет работать по своему водительскому удостоверению, то зачем им вообще выдавать разрешение на работу?

Что касается перевозчиков. Хочу сказать, что мы неоднократно обращались к ним с вопросом об обучении мигрантов-водителей российским ПДД в рамках проекта «Школа мигранта». Рассмотрев вопрос профпригодности иностранных граждан, которые работают у нас водителями, совместно с ГИБДД мы готовы были их учить. Но в Ассоциации отказывались от таких предложений, считая, что у них с этим вопросом все в порядке. Мы достаточно остро реагируем на нарекания жителей области о том, что водители-иностранцы иногда не знают языка или российских правил дорожного движения, с этим и была связана наша инициатива. На тот период это еще было возможно сделать. И мигранты могли бы получить эти права. Но, к сожалению, отклика на эту инициативу мы не нашли. А теперь неизвестно, что с этой категорией иностранцев делать. Что теперь будет делать работодатель? Теперь нужно будет заменять этого сотрудника. А в Вологде водителей-мигрантов больше 150-ти человек. В Череповце при таком же количестве маршрутов и транспорта водителем не работает ни один мигрант. Я не понимаю, почему в Вологде сложилась такая ситуация.

- Какие проблемы есть у проекта «Школа мигрантов?»

- Проблемы были в самом начале и не скажу, что их нет сейчас. Многие высказывали сомнения в том, что он нужен. Я сторонник того, чтобы УФМС конструктивно сотрудничали с другими структурами и государственными и общественными. Поэтому мы создали совет, куда входят правоохранительные органы, работодатели, представители диаспор и других структур. И на этом совете мы решили, что «школа» должна быть. Потому, что те мигранты, которые к нам сейчас едут, в этом нуждаются. Они не знают ни языка, ни культуры. Поэтому здесь должна быть правовая площадка, которая поможет нам научить их этому. Чтобы навести порядок, мы должны дать иностранным гражданам возможность научиться всему необходимому. Теперь возможность пройти специальные курсы появилась. С высшими профессиональными учебными заведениями у нас также проработан вопрос об углубленной адаптации мигрантов для получения ими в дальнейшем вида на жительство. Мы все возможности дали: начиная от системы патентов, заканчивая «Школой мигранта». В отношении этих курсов мы увидели социальную ответственность бизнеса и поняли, что им не все равно. Многие из работодателей к нам за методической, организационной помощью обращались. «Школа мигранта» - это, конечно, это номинальное название, больше это похоже на адаптивные курсы, которые помогут мигранту хоть немного научится изъясняться на русском языке, узнать культуру края. Работодатель сейчас начинает понимать, что намного меньше на это затрат уходит, чем он думал. А плюсов больше, чем минусов. Хотя раньше определенный скепсис был. Теперь мы в этот проект еще хотим внести и профессиональный элемент. Вот мы говорим о том, что больше всего мигрантов у нас задействовано на стройках. А кто эти иностранцы? Умеют ли они класть кирпич? Какого качества и в каком количестве они нужны работодателю? На базе промышленных комбинатов мы сейчас рассматриваем вопрос об углубленной профессиональной адаптации иностранных граждан, прибывших на территорию Вологодской области. Но все равно при приеме на работу приоритетное право будет оставаться за гражданином РФ. Сейчас квота разрешений на использование иностранной рабочей силы у нас в области установлена на уровне 5-ти тысяч мигрантов. Мы не приблизились и к трем тысячам.

- Отойдем от вопроса с мигрантами и обсудим такую услугу, как выдача заграничных паспортов. Сезонный пик отпусков уже прошел. Какое количество жителей Вологодской области получили загранпаспорта в этом году?

- В этом году мы уже оформили порядка 42 тысяч загранпаспортов. В прошлом году — 32 тысячи. Таким образом, видно, что в этом году паспортов выдано на 10 тысяч больше. Такая тенденция характерна для паспортов нового поколения. Их в течение этого года получили порядка 31,5 тысячи жителей нашего региона. Это 75 процентов от общего числа получивших заграничный паспорт.

Сейчас мы достаточно мобильно перестраиваем график работы для того, чтобы на получение заграничного паспорта у нас не было очередей. Пока что эта проблема есть, особенно, когда наступает сезон. Однако если раньше, хотя бы год назад, я мог оценить работу нашего Управления в этом направлении как неудовлетворительную, то сейчас она стала намного лучше. Во многом помогает использование нами переносного биометрического комплекса. Порядка 10 тысяч заявлений с начала его использования мы приняли от жителей области. Мы можем выезжать с ним в различные организации и принять документы на получение загранпаспорта, а потом и произвести выдачу этих документов уже на всех сотрудников этой организации, кто пожелает их иметь. Мы приглашаем все организации, да и просто активных людей, которые могут собрать вокруг себя нескольких желающих получить заграничный паспорт, воспользоваться услугой переносного биометрического комплекса. Мы приедем на вашу территорию и проведем необходимые процедуры. Мы прекрасно понимаем, что наступит сезон, и будут большие очереди. Поэтому чем слаженнее мы поработаем сейчас, тем легче будет потом. Качество предоставления услуг гражданам для нас в приоритете.

Немалую роль сыграла и популяризация наших услуг через интернет. Порядка 30-35 процентов обращений на оформление загранпаспортов к нам приходят из сети. Через портал государственных муниципальных услуг. В этом плане более продвинутым выглядит Череповец. Там процент обращений через интернет достигает 40 процентов. В районах этот способ практикуют меньше. Это связано с меньшей компьютерной грамотностью и с отсутствием в некоторых населенных пунктах интернета.