Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды26 мая 2017 9:42

Блейк Крауч: Я понял, чем ужасен «Твин Пикс»

Автор знаменитого триллера «Сосны» рассказал, как делать людям страшно
«КП» позвонила писателю Блейку Краучу, автору нашумевшей трилогии «Сосны»

«КП» позвонила писателю Блейку Краучу, автору нашумевшей трилогии «Сосны»

Третий сезон «Твин Пикса» уже неделю идет на ТВ. Мы ждали этого четверть века. Но пока встреча не радует аналитиков. Рейтинги ниже, чем ожидалось. В сети шутят, что виноваты обыски в «Гоголь-центре»: «дураки» придумали их специально, чтобы отвлечь россиян от долгожданного зрелища.

А что думают о сериале его звездные фанаты? «КП» позвонила писателю Блейку Краучу, автору нашумевшей трилогии «Сосны» и воспитаннику «Твин Пикса». «Всегда бери трубку, когда звонит телефон», — гласила одна из заповедей жителей «Сосен» — страшного города-побратима Твин Пикса. Крауч не подвел. Трубку взял. И мы поговорили о страшном.

— Блейк, здравствуйте.

— Здрасте-здрасте. Прикольно совпало, что вы мне позвонили из Москвы. Я как раз читаю книгу «Джентельмен в Москве» Амора Тоулса. По ней вся Америка с ума сходит.

— А третий сезон «Твин Пикс» смотрите?

– Вы еще спрашиваете? Это же мой любимый сериал! Смотрю, не отрываясь. Вернее, отрываясь на книгу. Четверть века назад я заболел «Твин Пиксом». Понятно, тогда все гадали, «кто убил Лору Палмер», но меня эта пугающе прекрасная жуть просто засосала. Мне было двенадцать, я все думал о том, как развернутся события, даже фанфики писал. Мечтать не мог, что Линч снимет третий сезон.

— А что самое страшное в сериале?

— Сто раз говорил и не скрываю. Меня заворожил сам прием. Смотрите, мы в глубине души, осознанно или неосознанно привыкли считать, что все эстетичное — этично. Но когда это оказывается иначе — возникает шок. И «Твин Пикс» нам это наглядно демонстрирует.

Твин Пикс — прекрасный город, с прекрасным кофе, с классным вишневым пирогом. Все пасторально, идиллически. Жить бы и жить там. Настоящая модель для счастья. Но черт, какая там изнанка! Все оказывается не тем, чем кажется. И это — действительно страшно. Не завидуй рекламе, не желай красивой картинки. Черт его знает, может, за ней такое, что не порадуешься.

Да, и природа, конечно ключевую роль в этом страхе играет. Такие ужасы творятся на фоне фантастической красоты, зеленых лужаек, прекрасных деревьев. Это противоречие сбивает с толку.

Я этот прием использовал, конечно. Не будь Пикса», не было бы и «Сосен».

- Я считаю, что ваши «Сосны» неспроста полюбились российскому зрителю. Такое ощущение, что вы писали произведение, имея в виду историческое прошлое Советского Союза. Некий город среди леса, обнесенный стеной — это СССР с его железным занавесом. Никто не знает, что происходит за забором. Из города таинственно исчезают люди, а в их домах поселяются новые жители — это просто история «Дома на Набережной». А страшные звонки по ночам, которых боится каждый житель «Сосен» — точь-в-точь как страх наших жителей по поводу «черных воронков». Кажется, в сериале и Сталин упоминается…

— Ладно-ладно, скажу откровенно. В «Соснах» есть немного России. Правда, это не касается истории вашей страны. Я не настолько образован, чтобы так хорошо знать историю другого государства. Вот сейчас читаю книгу про Москву, там дело происходит в 1917, но это не исторический роман все равно. Про черных воронов, к примеру, я вообще ничего не слышал. Так вот, когда я писал трилогию — «вдохновлялся» картинками вашего Чернобыля. Город, покинутый людьми, брошенные советские аттракционы, деревья повсюду — в этом есть ощущение того же самого ужаса, что я почувствовал ребенком в «Твин Пиксе».

А если говорить о смыслах и исторических подоплеках… Книга моя была не о конкретной стране, а о страхе в первую очередь. Я сам вырос на Юге США, если вы знаете, это очень религиозное место. Мне хотелось отойти от фундаментализма. Поэтому «Сосны» — это некая метафора религии, предостережение, что ли. Основатель города — великий ученый — хотел стать для своих жителей кем-то вроде бога. У него была сила, он контролировал все, что присходит. За стеной жили монстры — эдакая метафора демонов. Но о них жителям не сказали ровным счетом ничего.

— И это плохо?

— Конечно! Я ведь о том, что нельзя защищать людей, но при этом не рассказывать всего и не давать свободно выбирать. Иначе ты становишься не богом, а демоном. Вот и все.

— В России сейчас год экологии. Вам должно быть это любопытно. Вы ведь поднимаете экологическую тему?

— Вы правы. Мне эта тема интересна. И большая часть «Сосен» — об экологии, о том, что нас ждет в будущем. Мне многие говорят, мол, вот, что за пессимизм у тебя в книгах. Но это не пессимистическая книга, потому что само название, сама метафора «Сосен» говорит о том, что природа все переживет, надежда есть, пока на Земле остается хотя бы одно дерево.

— Говорят, писатели-фантасты знают, что произойдет в будущем. У нас, например, все считают, что Америка уйдет под воду. А вы что скажете?

— Ну тут не надо быть прорицателем, чтобы предсказать экологические проблемы. Станет меньше льда, будет жара нестерпимая, больше ураганов и бла-бла-бла. Но я сильно рассчитываю, что Америка под воду не уйдет. Иначе что? Мне придется переезжать в Россию.

— А вы смогли бы жить в «Соснах»?

— Вы удивитесь, но я отвечу, да. Во-первых, меня с детства интересовали заборы. Очень интригующе. А во-вторых, я люблю находиться в стороне от цивилизации. Так с депрессией борюсь, если мне грустно — уезжаю куда-нибудь на природу без телефона, без интернета и просто работаю.

— А вы не боитесь, что ужасы, о которых вы пишете — с вами сбудутся?

— Да, был у меня такой гадкий случай. Я однажды стал получать по почте страшные письма. Точь-в-точь как герой романа «Пустошь. Дом страха». Это был мой первый роман, он буквально несколько недель назад вышел в России (кстати, вот я прорекламирую, пользуясь случаем). Там главный герой — автор триллеров, получает письмо.

— А в этом письме написано, что у писателя на участке закопан труп женщины и его надо выкопать, чтобы найти в кармане номер телефона и позвонить по нему. У вас что, тоже труп на участке?

— Не настолько, не настолько. У меня был более лайтовый вариант. Но как мне стало страшно, вы не представляете. Я с ума сходил. А потом оказалось, что надо мной пошутил мой друг. Он разыграл историю из моей же книги.

Когда все выяснилось — я был зол, но задумался над тем, о чем писатель может, а о чем не может писать. И принял меры.

— Какие?

– Я перестал писать от первого лица. Теперь пишу книги от третьего лица, потому что реально переживаю, что может что-то сбыться. А еще я страшно боюсь заблудиться в дикой природе и не суметь выбраться.

— Кстати, у вас ведь тоже, вроде бы, третий сезон «Сосен» готовится.

— Готовится, да. Там появится новый персонаж, но даже не просите, спойлерить не буду. Молчу, молчу, молчу…

— Ну, знаете, второй сезон мне понравился куда меньше, чем первый…

— Да, и мне, вообще-то тоже. Дело в том, что за весь первый сезон мы исчерпали весь сюжетный ряд трилогии. Режиссеру пришлось придумывать что-то новое, причем, в создании нового персонажа для второго сезона я не участвовал. Не исключаю, что третий сезон тоже может получиться хуже, чем первый. Но все должно закончиться. По крайней мере, мы обсудили это с режиссером.

— Кстати, вы никогда не думали о том, чтобы написать сценарий к третьему сезону?

— Нет, спасибо. Я для одной серии первого сезона написал сценарий, мне хватило. Хочется быть писателем прежде всего. Хотя, конечно, как говорил Стейнбек, писатель в Америке ценится чуть выше акробата и ниже тюленя. Вот у нас до сих пор так. Еще несколько лет назад, когда я был начинающим писателем, сочинял «Пустошь», меня спрашивали: чем ты занимаешься? Я говорил: я писатель. А мне говорят: ага, мы тоже, а чем ты занимаешься-то?

В общем, как-то так. Я слышал, недавно умер поэт Евгений Евтушенко и как Россия скорбела по нему. В Америке, конечно, это просто нереально. Такой пиетет к писателям только у вас возможен.

Справка КП

Блейк Крауч — американский писатель, уроженец Северной Каролины. В России приобрел популярность после выхода в 2015 году сериала, основанного на трилогии «Сосны».

В 2000 году закончил Университет Северной Каролины, получив степень в области английского языка и писательского мастерства. Дебютная книга «Пустошь. Дом страха», с которой началась популярность Крауча за рубежом, вышла в России весной 2017 года.