Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Наука28 марта 2017 22:42

Люди, как и 55 лет назад, готовы причинять боль и подчиняться

Поляки повторили один из самых жестоких психологических экспериментов в истории науки и убедились: добрее и свободнее общество не стало
Пытать невинных, повинуясь приказу, способны многие - доказано наукой.

Пытать невинных, повинуясь приказу, способны многие - доказано наукой.

У ну ка накажи их током

В 1962 году американский психолог Стэнли Милгрэм из Йельского университета, пытавшийся понять, почему тем или иным лидерам удается подчинять себе «подданных» - обычных граждан, провел весьма жестокий эксперимент, в ходе которого одним обычным гражданам надо было мучить других по приказу «начальника». Результаты ученый опубликовал в 1963 году.

Спустя 55 лет польские ученые повторили эксперимент Милгрэма, чуть-чуть его модернизировав. И убедились, насколько тот был прав, утверждая: «ни один человек не знает, на что он способен». Годы пролетели, поколение сменилось, общество вроде бы стало более современным, но в душе люди не изменились. Они попрежнему демонстрируют готовность беспрекословно выполнять приказы — даже бесчеловечные. Демонстрируют даже в большей мере, что и более полувека назад.

Суть эксперимента Милгрэма: принудить испытуемых пытать — бить током — свои жертвы. Для этого одного из добровольцев назначали «учителем». К нему приставляли «начальника» - якобы авторитетного ученого, руководителя лаборатории, изучавшего процессы принятия решений - в том числе и того, как влияет боль на усвоение пройденного материала.

Доброволец был настоящим — случайно выбранным — испытуемым. А роль «начальника» исполнял актер. Поддельной была и «жертва» - тоже актер.

«Учитель» задавал вопросы «жертве» - «ученику», с которым якобы экспериментировал «начальник». Если «ученик» отвечал неверно, «учитель» наказывал его — нажимал на кнопку, от чего «ученик» получал удар током через закрепленные на руках электроды.

Эксперимент - влияние боли на способность усваивать материал.

Эксперимент - влияние боли на способность усваивать материал.

Кнопок было много: каждая последующая в ряду усиливала удар током, увеличивая напряжение на 15 вольт. Эксперимент начинали с 30 вольт. Далее — с каждым неправильным ответом — ток увеличивали, пока напряжение не достигало максимума в 450 вольт.

Пыточный ящик с кнопками, который Мидгрэм использовал в своем эксперименте.

Пыточный ящик с кнопками, который Мидгрэм использовал в своем эксперименте.

По задумке Милгрэма, подставной «ученик» специально отвечал неверно, чтобы у «учителя» было основание наказывать его сильнее и сильнее. «Ученик» орал, корчился, молил прекратить мучения. «Начальник» же приказывал продолжать бить того током. Когда напряжение достигало 300 вольт, «ученик» словно бы прекращал подавать признаки жизни. «Начальник» же объяснял «учителю»: мол, такое поведение приравнивается к неправильному ответу, и наказание необходимо продолжить. Приказывал поступить именно так — сначала мягко, а потом строго.

«Пожалуйста, продолжайте», - начинал «начальник.

«Эксперимент требует, чтобы вы продолжили», - повторял он.

«Абсолютно необходимо, чтобы вы продолжили», настаивал далее «начальник».

«У вас нет другого выбора, вы должны продолжать».

Эти фразы «начальник» произносил по порядку, начиная с первой, если «учитель» начинал сомневаться, стоит ли дальше участвовать в эксперименте. Если «учитель» отказывался бить «ученика» током и после четвертой фразы, эксперимент прерывали. Но большинство «учителей» так и не остановились с экзекуциями.

Конечно, на самом деле «ученик» лишь имитировал страдания - реально никто его током не бил. Но «учитель»-доброволец об этом не знал.

Фото реального эксперимента Милгрэма: "учитель" пытает, "ученик" корчится от боли и вопит.

Фото реального эксперимента Милгрэма: "учитель" пытает, "ученик" корчится от боли и вопит.

Итог: 65 процентов «учителей» дошли до верхнего предела — «пытали» своего «ученика» напряжением в 450 вольт, осознавая, что тому очень больно. Никакого вознаграждения они за это не получали.

Схожие эксперименты были тогда повторены в Голландии, Германии, Испании, Италии, Австрии и Иордании. С тем же, на удивление, результатом, что и в США — в 65 процентов. Не исключено, что такова доля скрытых садистов в человеческом обществе. Или просто покорных, слабовольных людей, не способных противостоять «авторитетной силе». Но именно на них - готовых подчиняться и выполнять любые приказы, очевидно, и опираются большие и маленькие лидеры.

Вы только прикажите, гражданин начальник

Милгрэм экспериментировал с мужчинами. Поляки из Университета социальных наук (SWPS University of Social Sciences and Humanities in Poland) недавно привлекли к исследованиям еще и женщин. «Учителями» стали 40 мужчин и 40 женщин. И роли нескольких «учеников» исполнили женщины.

Перед «учителями» находились 10 кнопок, нажимая на которые можно было усиливать удары током. И подавляющее большинство «учителей» усиливали, подчиняясь приказам «начальника».

Результат: примерно 90 процентов испытуемых готовы были дойти до верхнего предела напряжения, пытая свою жертву.

Получается, что за 55 лет доля исполнительных и послушных заметно возросла. Хотя, чтобы в этом убедиться, стоит повторить эксперимент многократно и не только в Польше.

Поляки дополнили эксперимент Милгрэма женщинами.

Поляки дополнили эксперимент Милгрэма женщинами.

Пока же выяснилось: сострадание иной раз стучится в сердца послушных поляков. Представительниц прекрасного пола им все-таки жалко. Добровольцы прекращали пытать женщин в три раза чаще, чем «учеников» мужского пола. Хотя в целом по уровню жестокости «учителя» мужчины почти не отличались от «учителей» женщин.

Результаты эксперимента поляки опубликовали в журнале Social Psychological and Personality Science. А кратко с ними познакомил портал ScienceDaily в материале Conducting the Milgram experiment in Poland, psychologists show people still obey https://www.sciencedaily.com/releases/2017/03/170314081558.htm

КСТАТИ

Не играйте «в тюрьму»

Не менее известный психологический эксперимент - так называемый стэнфордский - провел в 1971 году американский психолог Филипп Зимбардо. Добровольцы играли роли охранников и заключенных.

Проводя инструктаж, Зимбардо так наставлял охранников: «Создайте в заключенных чувство тоски, чувство страха, ощущение произвола, что их жизнь полностью контролируется нами, системой, вами, мной, и у них нет никакого личного пространства... Мы будем разными способами отнимать их индивидуальность. Все это в совокупности создаст в них чувство бессилия. Значит в этой ситуации у нас будет вся власть, а у них — никакой».

Испытуемые жили в условной тюрьме, устроенной в подвале кафедры психологии Стэнфордского университета. Охранники носили форму военного образца, темные очки. Заключенные - грубые халаты и резиновые шлепанцы, нижнего белья им не полагалось.

Итог: спустя непродолжительное время охранники стали проявлять садистские наклонности, грубо и оскорбительно обращались с заключенными. И для их усмирения даже выходили на сверхсрочные дежурства, не требуя вознаграждения. Дело дошло до пыток. Эксперимент пришлось спешно заканчивать.

Стэнфордский эксперимент в какой-то мере дает понять, почему американские охранники с воодушевлением пытали заключенных в тюрьме Абу-Грейб.

Стэнфордский эксперимент в какой-то мере дает понять, почему американские охранники с воодушевлением пытали заключенных в тюрьме Абу-Грейб.