Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество15 ноября 2016 15:24

Анти-ЕГЭ: в экзамене по литературе останутся лишь сочинения

Но писать эссе в декабре выпускникам тоже придется
Примерные направления для декабрьского сочинения уже известны.

Примерные направления для декабрьского сочинения уже известны.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Меньше, чем через месяц выпускники сядут писать итоговое сочинение. А летом часть из них будет сдавать еще и ЕГЭ по литературе, который тоже не обойдется без эссе.

- Ученик должен проявить свои знания, прежде всего, в анализе произведения, - высказала свою позицию министр образования Ольга Васильева. - То есть это литературоведческий анализ, и здесь ученик выступает как автор, который сам разбирает, анализирует известные ему произведения.

Зачем же нужны два экзамена по одному предмету? Тем более, что форматы их становтся все более похожими.

ШКОЛЬНИКАМ ДОСТАЛИСЬ РАЗУМ, ЧЕСТЬ И ОШИБКИ

Примерные направления для декабрьского сочинения уже известны. Конкретные темы школьники увидят уже на самом экзамене, причем для каждого часового пояса будут свои варианты. В этом году выпускникам выпал следующий набор:

- «Разум и чувство». Здесь можно писать об их гармонии или противоборстве, о конфликте личности.

- «Честь и бесчестие». В этой теме предлагается осветить выбор человека — следовать моральным принципам или нет. Интересно, найдется ли школьник, который рискнет сделать "неправильный" выбор?

- «Победа и поражение». Это направление позволяет поразмышлять как об исторических победах и поражениях, так и о внутренней борьбе человека.

- «Опыт и ошибки» - отдельного человека, народа или даже человечества в целом.

- «Дружба и вражда». Здесь от школьников ждут рассуждений о ценности дружбы и о взаимопонимании между сообществами и народами.

Темы получились довольно-таки воспитательными. Шаблонные рассуждения так и просятся на бумагу — как в фильме "Доживем до понедельника", где герои вынуждены писать эссе о счастье в труде, словно под копирку.

Однако, нынешним ученикам вовсе не обязательно демонстрировать лояльность — главное, железно аргументировать свою точку зрения примерами из литературы и не делать грамматических ошибок. Более того, нестандартное эссе скорее привлечет внимание проверяющих в вузах и позволит получить дополнительные очки при поступлении.

Кстати, оцениваться сочинение будет в два этапа. На первом этапе его посмотрят сами учителя. Они же и выставят ребенку оценку. "Двоечникам" придется отправиться на пересдачу, иначе они не получат доступ к сдаче ЕГЭ.

На втором этапе сочинения оценивает специальная комиссия в вузе, куда будет поступать ребенок. Причем, вовсе не факт, что работу реально прочитают. Ряд вузов просто дает балл-другой за сам факт сдачи сочинения. Другие же привлекают экспертов для полноценной проверки, но и баллов начисляют больше — до 10 в общей сложности.

САМЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ЭКЗАМЕН

Понятно, что два экзамена по литературе, да еще бонусом и ЕГЭ по русскому языку — это перебор. Да и к содержанию тестов давно возникали вопросы. Поэтому Федеральный институт педагогических измерений предложил серьезно изменить единый экзамен по литературе.

Во-первых, из него исчезнет не только тестовая часть-"угадайка" (это случится уже в 2017 году), но и задания с кратким ответом. В нынешнем экзамене таких вопросов 12, и большинство из них касаются литературоведческих терминов. Так что, технически, школьник мог набрать минимальный пороговый балл, прочитав словарь вместо произведений из школьной программы. А понять, не путает ли ребенок роман с повестью, а ямб с дактилем, можно и по эссе.

Поэтому в обновленный экзамен по литературе разработчики рекомендуют включить больше письменных работ. Минимальный объем сочинения планируется увеличить с 200 до 250 слов. Кроме того, выпускникам надо будет написать еще 4 небольших эссе по 50 слов, минимум. Причем, дети смогут выбирать, на какую тему писать эти работы — к одному тексту будет предлагаться два направления для анализа, и выпускник сможет выбрать то, в чем лучше разбирается.

Немного упростится задание на сравнение. Раньше предложенный текст нужно было сравнить с двумя произведениями, теперь достаточно и одного. То есть, продемонстрировать начитанность и умение анализировать текст все равно придется, но сам формат будет менее стрессовым.

Реформированный ЕГЭ по литературе уже прошел апробацию в нескольких регионах. В целом, его восприняли довольно благосклонно — сложнее или проще, чем нынешний экзамен, он не стал. Однако эксперты признают, что проверяющих еще стоит подучить — оценивать творческие работы куда сложнее, чем тесты.

ПРОБЛЕМНЫЙ ПРЕДМЕТ

Споры о литературе в школе ведутся давно, и, похоже, конца и края им не будет. Среди чиновников и учителей нет единства ни в том, как преподавать предмет, ни в том, как приучить детей к чтению. Вопросом "Нужен ли в школе обязательный список книг для чтения?" образовательное сообщество можно занять на целый год. А то и на все три, если вовремя подливать масла в огонь обсуждений.

На этом фоне реформирование единого экзамена по литературе выглядит довольно поспешным. Впрочем, спешка окружает весь этот предмет. Программа перегружена так, что о вдумчивом чтении "Войны и мира" и постижении исторических нюансов "Евгения Онегина" не может быть и речи.

Что там — даже сам экзамен приходится писать наспех! Во время апробации обновленного ЕГЭ по литературе, почти треть школьников не уложилась в отведенные сроки. Ну какой там может быть обдуманный анализ, когда в голове тикает таймер?

Есть вопросы и по содержанию экзаменов. Можно по разному относиться к дидактизму и воспитательству в литературе. Проблема в другом: набор острых тем для анализа в школьной литературе довольно ограничен. Вот и кочуют темы аля "Патриотизм в годы ВОВ (по Шолохову)" и "Патриотизм в войну с Наполеоном (по Лермонтову) из ЕГЭ в декабрьское сочинение и обратно.

При этом список произведений, на которых строится тот же ЕГЭ по литературе, куда меньше, чем перечень книжек в школьной программе. В нем всего 33 "золотых" автора, плюс еще семь на скамейке запасных, которые отвечают за прозу, поэзию и драматургию второй половины XX века.

Из всего Льва Толстого ЕГЭ по литературе проверит лишь знание "Войны и мира", из Достоевского — одно только "Преступление и наказание". Иностранных произведений нет вообще — даже Шекспира. Разве что сам школьник решит блеснуть умом и процитировать "неканонические" тексты в своей работе.

При этом, декабрьское сочинение и ЕГЭ по литературе — это разные по сложности экзамены. Как базовый и профильный уровни в ЕГЭ по математике. Сочинение пишут все, причем в нем можно опереться на любую прочитанную книжку — даже если таких была одна за всю жизнь. А госэкзамен по литературе это предмет по выбору, который нужен будущим филологам и литературоведам. Но разницы на деле между ними никакой — и тут и там дети штампуют одинаковые эссе, заранее отработанные на уроках с учителями.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Михаил Павловец, заведующий кафедрой русской и зарубежной литературы Московского гуманитарного педагогического института

- Задания части Б, где надо было просто вписать ответ, давали почти 100 процентный результат, и смысла в них не было. Кроме того, ребята теперь могут выбирать, делать ли разбор прозаического произведения или стихотворного. Разбор стихотворения проверяет не только знания, но и умения, поскольку их можно проверить только на незнакомом для ребенка материале. Поэтому ребята посильнее могут выбирать стихотворение, потому что для них оно будет, скорее всего, новым. Для тех, кто к этому не готов, оставлена проза — это знакомый ребятам текст, и достаточно просто воспроизвести то, что ты о нем знаешь. Многие будут выбирать именно этот вариант. И это соответствует общим тенденциям — пока стране нужны скорее исполнители, а не творческие сотрудники.

В этом смысле ЕГЭ по литературе и итоговое сочинение не пересекаются — у них разные задачи, разные темы. Понятно, что некоторые учителя не готовы проверять эссе по незнакомым для себя книгам и с непривычными мнениями. Поэтому будет присутствовать некая шаблонность. Но при проверке сочинений вузами выпускники смогут получить дополнительный балл за привлечение книг не их программы и примеров из истории, кино и искусства.

В целом, за счет этого литературное образование получается раздвоенным — для большинства и для меньшинства. Те, кто воспроизводит шаблон, смогут благополучно учиться в вузах второй линии и потом работать на исполнительских должностях. Меньшинство сможет поступить в более продвинутые вузы и работать на творческих специальностях. В по-настоящему же развитом обществе ставка делается на средний класс — детей развитых и способных, но не гениев. И потом уже можно отдельно заниматься гениальными детьми и теми, кто остает.

КСТАТИ

Произведения, проверяемые заданиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ-2017*

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»

Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»

А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»

А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»

А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»

А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»

М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»

М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»

Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»

А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»

И.А. Гончаров. Роман «Обломов»

Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»

Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»

М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)

Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»

Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»

Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

Из литературы конца XIX – начала XX в.

А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»

А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»

М. Горький. Пьеса «На дне»

А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»

А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»

В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»

В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»

С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»

М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»

М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)

М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)

А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»

А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)

А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)

А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»

А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов,

В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев,

В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков,

Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору)

Поэзия второй половины XX в.

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий,

Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов,

Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий,

В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Драматургия второй половины ХХ в.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин

(произведение одного автора по выбору)

*по данным кодификатора Федерального института педагогических измерений.